По мере приближения назначенного на 23-24 сентября партийного съезда «Единой России» усиливаются предположения и слухи о том, будет ли российский премьер-министр Владимир Путин баллотироваться в президенты, или он позволит действующему президенту Дмитрию Медведеву сохранить свое кресло. Путин стоит на самом верху вертикали власти в России, и в конечном счете его титул не имеет значения. Однако некоторые знающие люди из Кремля считают, что с приходом Путина на пост президента укрепятся международные позиции России. Медведев в последние недели занимает все более жесткие позиции по вопросам внешней политики, но в конечном итоге именно Путин будет решать, кому идти в президенты от «Единой России».
---
Перед назначенным на 23-24 сентября съездом кремлевской правящей партии «Единая Россия» усиливаются предположения и слухи о том заявлении, которое может быть сделано на этом форуме о кандидате от партии на пост президента.
Председательствовать на партийном съезде будет лидер «Единой России» премьер-министр Владимир Путин, который в соответствии с установившейся традицией должен выступить с речью во второй день его работы. Российский президент Дмитрий Медведев также будет присутствовать на съезде, хотя формально он членом «Единой России» не является (российский закон запрещает действующему президенту быть членом любой партии). Медведев должен произнести речь в тот же день, что и второй член правящего тандема Владимир Путин. Это привело к усилению слухов о том, что Медведев в своей речи объявит о своем решении пойти на второй президентский срок, благодаря чему его поддержит «Единая Россия». Однако это не точно. Путин произносил много грандиозных речей перед тем, как назвал имя своего преемника на посту президента в 2007 году, заставив всех томиться в ожидании этого объявления на протяжении долгих месяцев.
Медведев и Путин не говорят открыто о том, кто из них пойдет на президентские выборы в марте 2012 года. Это подстегивает слухи о нестабильности и о борьбе между ними, хотя явных свидетельств таких противоречий мало. На практике не имеет особого значения, кто будет находиться на президентском посту. Российская вертикаль власть заканчивается наверху одним человеком – Путиным. И его официальная должность особого значения не имеет.
Контроль Путина за властью позволил ему покинуть президентский пост в 2008 году и разрешить занять его Медведеву. В то время Путина гораздо больше интересовало формирование страны и ее будущего курса, чем политические игры. Источники STRATFOR в Кремле часто говорят о том, что Путин питает отвращение к политической деятельности – он предпочитает принимать решения и формулировать стратегию за кулисами. В этом смысле ему логичнее не стремиться к президентству. Не исключено, что он может даже отказаться от премьерства, чтобы сосредоточиться на руководстве страной и нацией, а не только правительством.
Но в одной области вопрос о том, кому принадлежит президентская власть, все же имеет значение. Речь идет о международном восприятии. Многие кремлевские фракции, особенно из сферы безопасности, считают, что международные представления о Медведеве ведут к ослаблению имиджа Москвы на мировой арене. Медведев в своих подходах к внешней и внутренней политике меньше полагается на запугивание и устрашение, чем Путин, но он далеко не слабак. В самом начале своего президентства он занимал враждебные позиции в вопросах внешней политики. Спустя пять месяцев после своего избрания Медведев повел страну на войну с Грузией. После этого он опубликовал свою доктрину, в которой провозглашалась агрессивная внешняя политика, направленная на возвращение России на мировую сцену. И лишь после того, как Россия почувствовала себя увереннее в своем возрождении, Медведев переключился на более компромиссную политику. По этой причине его считают более примиренческой половиной тандема. Тем не менее, многие в Кремле оказывают на Путина давление, призывая его вернуться на пост президента, чтобы Россия в своей политике выглядела жесткой, а не умиротворяющей страной. Источники STRATFOR в Кремле дают понять, что это единственная обеспокоенность, способная заставить Путина вернуться на пост президента.
В последние недели Медведев пошел на ощутимые изменения в вопросах внешней политики. Он ужесточил свои позиции, противодействуя давлению Запада на сирийский режим, и твердо выступая против санкций. Он подверг критике НАТО и Запад по поводу действий в Ливии и подтвердил, что Россия на этой неделе поддержит палестинцев в Организации Объединенных Наций. Но проблема состоит в том, что эти вопросы неподвластны России, и их решает Запад – в основном Соединенные Штаты Америки. Таким образом, хотя Медведев и придерживается твердых позиций, дальше своей риторики он пойти не может.
Но он прочно держит в своих руках один важный внешнеполитический вопрос: Украину. Между Киевом и Москвой снова вспыхнули многочисленные энергетические споры. Украина хочет изменить цены на поставляемый из России природный газ, остановить российское давление, целью которого является слияние украинской государственной энергетической компании «Нафтогаз» с российским гигантом «Газпромом», а также пересмотреть объемы поставок энергоресурсов, транзитом идущих из России в Европу через Украину. Это вызывает очередную серию громких встречных обвинений со стороны российских и украинских официальных лиц.
Медведев сделал личную ставку на то, что сможет добиться успеха в переговорах с Украиной. Он активно поддерживал украинского президента Виктора Януковича на выборах 2010 года. Янукович приедет в Россию во время проведения съезда единороссов, и это даст Медведеву возможность доказать, что он способен уверенно и жестко решать проблемы во взаимоотношениях России с другими странами.
Но пусть даже Медведеву и удастся снять существующую напряженность в отношениях с Киевом, многие в Кремле все равно не считают Украину серьезной внешнеполитической проблемой. Это не значит, что ее решение не подтвердит политическое умение и мастерство Медведева на съезде. Просто решение данных проблем никак не поможет определить, кто будет включен в список «Единой России» на президентские выборы – Медведев или Путин. Решение останется за Путиным.