Сергей Кириенко является генеральным директором Росатома, российской государственной корпорации, которая управляет всеми ядерными активами Российской Федерации. В интервью, данном во время заседания Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), он сказал, что Россия намерена продлить период работы некоторых своих наиболее старых реакторов, ввод в действие которых восходит ко временам Советского Союза, с 30 до 45 лет. Согласно принятому решению, одиннадцать реакторов, подобных тому, который стал причиной катастрофы в Чернобыле в 1986 году, останутся в действии еще много лет. Тот из них, который был построен позже других, будет закрыт только в 2035 году. Одиннадцать реакторов работают на трех атомных электростанциях: четыре из них принадлежат атомной электростанции, построенной между 1970 и 1975 годами и расположенной в нескольких километрах от Санкт-Петербурга, четыре действуют на Курской атомной электростанции, недалеко от границы с Украиной (она была построена между 1972 и 1981 годами) и три — в Смоленске, рядом с Белоруссией (введена в действие в 1975-1984 годах).
Решение Росатома является следствием генерального пересмотра планов по использованию атомной энергии со стороны многих стран во всем мире после недавней катастрофы на японской атомной электростанции в Фукусиме. В то время, как такие страны, как Германия и Швейцария, решили отказаться от использования атомной энергии и планируют остановить атомные реакторы в ближайшие годы со всеми вытекающими из этого решения проблемами, другие страны пошли по пути остановки строительства новых и дорогостоящих сооружений и продлить жизнь уже действующих. Что касается России, то многих международных экспертов в области технологий по производству атомной энергии недавнее заявление Росатома привело в замешательство из-за отсутствия гарантий безопасности работы технологически устаревших реакторов типа РБМК, к которым относятся и обсуждаемые одиннадцать реакторов.
Реакторы РБМК
Реактор типа РБМК (реактор большой мощности канальный) относится к одному из четырех типов реакторов, разработанных в Советском Союзе. Первый экспериментальный реактор РБМК был запущен в 1954 году, и эксперты считают, что этот тип реакторов самый опасный по причине многих недоработок в проектировании. По сравнению с более современными моделями главный дефект реакторов этого типа заключается в отсутствии контейнера из стали и цемента, который необходим, чтобы максимально предотвратить утечку радиации в случае аварии (что сыграло решающую роль во время катастрофы на атомной электростанции в Фукусиме).
Кроме того, в более современных реакторах атомное топливо, на котором работает электростанция, содержится в едином блоке внутри контейнера давления. В реакторах типа РБМК топливные стержни находятся в трубах давления, разделенных между собой и погруженных в графитовый цилиндр. Следовательно, технический персонал должен обслуживать и контролировать до тысячи труб в каждом реакторе.
Росатом ввел некоторые усовершенствования в своих самых старых реакторах, особенно в противопожарных установках и в электронном оборудовании, которое контролирует работу электростанции. Кириенко заявил, что введение этих мер достаточно для соблюдения российских и европейских стандартов безопасности, что подтверждается проверками систем безопасности, проведенными в последние месяцы после аварии на АЭС в Фукусиме. В настоящее время реакторы типа РБМК, построенные за пределами России, в Украине и в Литве были остановлены.
Росатом
Росатом намерена сделать большие инвестиции в развитие атомных электростанций в ближайшем будущем. Она собирается построить во многих азиатских странах (Китае, Вьетнаме, Индии и Азербайджане) десятки АЭС, система безопасности которых вызывает озабоченность. Во время недавней встречи МАГАТЭ Кириенко заявил, что Росатом намерен завоевать примерно четверть мирового рынка.
Несколько дней тому назад немецкая фирма Siemens сделала заявление, что она больше не заинтересована в создании совместного предприятия с Росатомом для строительства новых реакторов на планете. В соответствии с планами, Siemens должна был поставлять важные детали для новых атомных электростанций, среди которых электронные системы контроля за производством. Росатом, таким образом, поставлен перед необходимостью найти нового партнера для работы на новых рынках АЭС. В этом году Росатом закончил строительство первого атомного реактора на АЭС в Иране, в Бушере. Этот проект жестко критиковался и оспаривался многими странами с Соединенными Штатами и Израилем во главе из-за опасения, что Иран в будущем сможет использовать атомные технологии для производства ядерного оружия.