Вопрос, который так долго преследовал Москву, наконец, прояснился: Владимир Путин должен заменить Дмитрия Медведева на посту президента весной следующего года, возвратившись на этот пост, который он покинул четыре года назад.
План был озвучен в субботу на ежегодном съезде правящей партии «Единая Россия», где Медведев пообещал поддержать Путина на выборах в марте следующего года. Новость положит конец неопределенности, которая окружала вопрос преемственности и поможет стабилизации российской политической элиты во время внутренних и глобальных экономических потрясений.
В краткосрочной перспективе новости должны быть хорошими для финансовых рынков России, что не в последнюю очередь, возможно, замедлит отток капитала, который уходит из страны в периоды политической нестабильности в течение последних двух десятилетий.
Чарльз Робертсон (Charles Robertson) из Renaissance Capital, говорит в своей записке: «При меньшей политической неопределенности власти могут надеяться, что отток капитала уменьшится, и кое-кто может вернуть капитал в ближайшие месяцы, чтобы воспользоваться более дешевыми ценами на активы».
Но в долгосрочной перспективе многое будет зависеть от того, станет ли Путин при новом президентстве придерживаться современной стратегии экономики, основанной на ресурсах или, наконец, выберет более трудный путь диверсификации экономики.
Хотя нынешний подход позволил России выиграть от возросших цен на нефть и металлы, а также значительно обогатил узкий круг элиты, она не смогла модернизировать страну и использовать возможности роста в интересах более бедных регионов.
Какой бы выбор он ни сделал, Путину не удастся избежать исторической ответственности за эти годы бурной истории России. Как пишет Чарльз Кловер (Charles Clover) в Financial Times, «Путин, который остается самым сильным политическим деятелем России, несмотря на отход в сторону в течение четырех лет, теперь по всей вероятности останется на два 6-летних срока подряд, что даст ему в общей сложности четверть века пребывания у власти с момента, когда он пришел Кремль в 2000-м году».
Новость о смене места работы мало кого удивила в Москве, где Путин был фаворитом на возвращение на пост президента. Тем не менее, два человека сохраняли скромность по этому вопросу, раскручивая интригу последние три с половиной года, как пишет Кловер.
Медведев теперь почти наверняка заменит Путина на посту премьер-министра. Переключение вызовет некоторые трения и борьбу за рабочие места среди нижних чинов, но ничего такого, с чем избранный президент не может справиться.
Крис Уифер (Chris Weafer), главный стратег московского банка «Тройка Диалог», написал в электронном письме, что новость не стала большой неожиданностью. «Я не ожидаю какой-либо реакции рынка на новость – инвесторы в большей степени озабочены глобальными событиями и понижением цен на нефть».
Уифер прогнозирует, что современная модель нефтезависимой экономики не будет работать и «просто не вариант», так что Путин «сформирует кабинет из сторонников бизнеса и реформ».
Это представление более выдает желаемое за действительное. Неоднократные попытки экономических модернизаторов в окружении Путина были сорваны лоббистами в энергетически-сырьевой сфере, которые, попросту говоря, предпочитают контролировать свой очень большой кусок экономического пирога, чем рисковать из-за либерализации экономики и предоставления другим шанса приблизиться к обеденному столу.
Как сказал Сергей Митрохин, лидер либерального «Яблока», которого цитирует Кловер, «модернизация в современном мире, в первую очередь, это обновление власти. Последняя перестановка в «тандеме» не имеет ничего общего с модернизацией».