ФСБ использует психологические методы, разработанные КГБ, чтобы запугать и деморализовать дипломатический персонал, активистов и журналистов.
Российское шпионское агентство ведет массированную тайную кампанию преследования британских и американских дипломатов, а также других объектов, используя спорные «психологические» методы, разработанные КГБ, о чем повествует новая книга.
Действия Федеральной службы безопасности (ФСБ) включают в себя взлом частных домов западных дипломатов – метод, называемый Госдепартаментом США «проникновением в дом». Обычно агенты разбрасывают личные вещи, открывают окна и заводят будильники в попытке деморализовать и запугать объект преследования.
ФСБ прослушивает частные квартиры, широко распространено прослушивание телефонных разговоров, физическое наблюдение и перехват электронной почты. Среди ее жертв – местные российские сотрудники, работающие на западные посольства, активисты оппозиции, защитники прав человека и журналисты.
Секретные акции описываются в книге «Мафиозное государство» (Mafia State) бывшего московского корреспондента Guardian Люка Хардинга (Luke Harding), публикуемой с продолжением на страницах журнала Saturday's Weekend.
Британскому и американскому правительствам очень хорошо известно о кампании ФСБ по запугиванию. Но никто из них не высказал публичных жалоб на эти демонстративные «контрразведывательные» меры, опасаясь дальнейшего обострения и без того сложных отношений с возрождающимся режимом Владимира Путина. Путин, бывший подполковник КГБ, возглавлял ФСБ.
Британские источники признают, что у них есть папки «толщиной 12 – 15 см» с подробным описанием вторжений ФСБ и других случаев преследования в отношении сотрудников московского посольства. «Обычно мы не поднимаем шум об этом», — сказал один из них. Кампании ФСБ настолько распространены, что британское правительство не в состоянии полностью укомплектовать персонал своего московского посольства. Вторжения предназначены для того, чтобы «окоротить» дипломатов и они раньше оставили свои посты, сказал источник.
Несмотря на недавнее улучшение американо-российских отношений, ФСБ также охотится за американскими дипломатами и их семьями. В 2009 году в опубликованной WikiLeaks конфиденциальной дипломатической телеграмме посол США в Москве Джон Байерли жалуется, что агрессивные меры ФСБ достигли беспрецедентного уровня.
Mafia State рассказывает, как КГБ впервые заинтересовался «оперативной психологией» в 1960-х годах. Но это была Штази, зловещая тайная полиция Восточной Германии, которая довела до совершенства психологические приемы и широко использовала их против диссидентов в 1970-х и 1980-х годах. Эти операции получили название Zersetzung - в буквальном смысле «коррозия» или «подрыв».
По словам бывших сотрудников Штази, целью было «выключить» противников режима, мешая их частной или семейной жизни. Тактика включала похищение картин со стен, замену одного сорта чая другим, и даже отправку вибратора жене объекта. Обычно жертвы понятия не имели, что Штази имели к этому отношение. Многие думали, что они сходят с ума, у некоторых случались срывы, несколько человек покончили с собой.
Это был Эрих Хонеккер, коммунистический лидер Восточной Германии, который запатентовал эти методы, придя к выводу, что «мягкие» методы пыток были предпочтительнее открытых форм преследования. Преимуществом психологических операций была возможность их отрицания, что очень важно для режима, который хотел сохранить свою международную респектабельность. Путин работал в конце 1980-х в восточно-германском городе Дрездене в качестве тайного сотрудника КГБ. Хардинг сам стал жертвой неоднократных вторжений ФСБ, а в ноябре прошлого года был, по сути, выслан из России, когда министерство иностранных дел сообщило, что ему не возобновляют его аккредитацию журналиста.
Mafia State также пишет:
• Сотрудники ФСБ в частном порядке признают, что агентство участвовало в убийстве шпиона-диссидента Александра Литвиненко. Они сожалеют, однако, о том, как неумело она была проведена.
• В британском посольстве в Москве есть «полониевый» стул, на котором сидел Андрей Луговой, главный подозреваемый в убийстве Литвиненко. Не зная, что делать с ним, чиновники заперли его в комнате посольства.
• В российском футбольном союзе знали за неделю до голосования в декабре, что исполнительный комитет ФИФА отдаст ЧМ-2018 России, а не Англии.
ФСБ никогда не объясняла, почему она занималась Хардингом с таким усердием. Другие западные корреспонденты также пострадали от случайных «проникновений в дом», но в гораздо меньших масштабах.