Москва - Решение премьер-министра Владимира Путина вновь баллотироваться в президенты принято в плохой для деспотов год.
Но источники в Кремле говорят, что оно отражает растущую уверенность господина Путина в том, что после десятилетия «точной настройки» он способен управлять более эффективно, чем те, чьи режимы были свергнуты на Ближнем Востоке, а также чем западные лидеры, озабоченные финансовыми неурядицами.
Его самоуверенность, говорят наблюдатели, подкрепляется нынешним финансовым хаосом в Европе и в Соединенных Штатах, где правительства разошлись во мнениях относительно того, как справиться с растущим долгом и увеличивающейся безработицей.
Триумф господина Путина на выборах президента в марте практически гарантирован, после его объявления на съезде прокремлевской партии в субботу о том, что он будет выдвигаться на шестилетний президентский срок.
Потом он сможет выдвинуться еще раз, на период с 2018 по 2024 годы, и в конце уже этого срока исполнится почти что четверть века с момента начала периода его доминирования на российской политической сцене; г-н Путин впервые стал президентом в 2000 году, после короткого периода пребывания в ипостаси премьер-министра. Когда его второй президентский срок закончился в 2008 году, он стал премьером. Если он выиграет президентские выборы и в 2018 году, то он станет человеком, дольше всего стоящим во главе России, после Иосифа Сталина.
Критики Кремля заявляют, что огромные нефтегазовые доходы России подпитывали процесс восхождения господина Путина и позволили ему без особых усилий пережить глобальный экономический спад.
Но г-н Путин уверен, что его правление – это сила России. На ежегодной встрече с редакторами газет, прошедшей в этом месяце в Москве, г-н Путин хвастался, что Кремль смог решительно справиться с первоначальным финансовым кризисом в 2008 году, без проволочек и нерешительности, которые охватили США и Европу.
«Путин сказал, что мы не теряли время в кризис, не думали слишком долго, реагировали быстро и решительно», - рассказал один из присутствовавших. После того, как миллиарды были направлены в государственные банки и компании, как сказал г-н Путин, «никто не сбежал с деньгами».
Представитель премьер-министра Дмитрий Песков подтвердил, что г-н Путин убежден, что Россия справилась с экономическим спадом лучше, чем западные демократии. На встрече с главными редакторами он указал на то, что его собственная система вертикали власти тоже имела к этому отношение, сказал г-н Песков.
«Это вопрос того, эффективна ли вся система в целом, и способна быстро реагировать на кризисные обстоятельства или нет, - отметил г-н Песков. - У нас действительно эффективно работающая система, которая позволяет правительству принимать необходимые меры в чрезвычайных ситуациях».
Критики г-на Путина говорят, что вера в то, что подлинная демократия это бесполезная трата времени, которую Россия не может себе позволить, была неоднократно озвучена г-ном Путиным в моменты откровенности со времени его прихода в политику 12 лет назад после десятилетия неумелых шагов по направлению к системе свободных выборов при президенте Борисе Ельцине.
В своем заявлении, сделанном в субботу на съезде «Единой России» перед лицом тысяч восторженных делегатов, Путин подчеркнул отсутствие дискуссий.
В своем выступлении г-н Путин сказал, что «несколько лет назад» он договорился с президентом Дмитрием Медведевым о своем возвращении к власти. Таким образом, можно говорить о том, что публичные дебаты внутри партии о том, кто будет избираться в президенты в будущем году, были лишь уловкой, предназначенной для соблюдения конституционных требований.
Благодаря этому западные лидеры и США смогли воспринять Медведева как реформистского лидера, в то время как они снижали степень взаимодействия с г-ном Путиным, который как премьер-министр был технически его подчиненным.
Склоняющиеся к Западу либералы в России в последние годы призывали г-на Медведева идти на второй президентский срок, в надежде что он реализует планы открытой политической системы, о которой так часто говорил.
«Я чувствую себя подорванным, разочарованным, я ощущаю, что политические риски для России только выросли», - говорит Игорь Юргенс, чей московский аналитический центр «Инсор» консультировал г-на Медведева по экономическим вопросам.
Г-н Юргенс назвал объявление, сделанное г-ном Путиным, «пощечиной» российским интеллектуалам, которые обычно стремятся к более тесным связям с Западом. Правительство это не беспокоит, говорит г-н Юргенс, «потому что они консолидировали молчаливое большинство» России.
Контролируемая Кремлем политическая партия «Единая Россия» в последнее время демонстрировала падение своих рейтингов до рекордно низкого уровня с момента прихода Путина к власти в 2000 году.
Г-н Путин, как ожидается, столкнется с необходимостью принятия непопулярных решений в ближайшие годы, по мере того как объемы производства нефти снижаются, а рост уровня жизни в России, который способствовал его популярности во время первых двух президентских сроков, выдыхается. Импорт потребительских товаров и технологий, как ожидается, обгонит экспорт природных ресурсов в ближайшие три года, сделав Россию более зависимой от иностранных инвестиций.
Но в своем обращении в субботу г-н Путин дал сигнал, что он полагает, что может дать толчок экономике при помощи коктейля из государственного капитализма, протекционизма и глотка прямых иностранных инвестиций.
Он призвал к оживлению правительства «новыми инициативами и честными людьми для обновления власти», и сказал, что Россия может вернуться к уровням роста экономики в 6-7% в год, по сравнению с прогнозируемыми четырьмя процентами в этом году. Он пообещал поднять зарплаты и пенсии и потратить больше денег на перевооружение армии и строительство дорог. Он предупредил, что потребуются и меры жесткой экономии.
Г-н Путин не стал обещать большей политической конкуренции. Его партия, «Единая Россия», с 2000 года доминировала на выборах в условиях системы «управляемой демократии», которая маргинализирует все оппозиционные партии, кроме разве что прирученных.
Кремль настаивает на том, что эта автократия является необычной и никоим образом не напоминает системы, которые привели к краху режимов в арабском мире. «Это нонсенс – сравнивать Россию с Египтом или Ливией, - сказал пресс-секретарь Путина г-н Песков. - Это политическое невежество».
На данный момент позиция Кремля кажется оправданной. Когда молодые египтяне свергли президента Хосни Мубарака ранее в этом году, российская либеральная оппозиция собралась с духом, заявив, что схожесть с поддельной демократией г-на Мубарака подчеркивает уязвимость Кремля перед массовыми протестами по типу демонстраций «арабской весны» в Египте и в других частях Ближнего Востока.
Но хотя Россия сталкивается с едва сдерживаемым исламистским восстанием в своих южных республиках, уличные демонстрации на остальной части страны против коррупции и недостатка свобод в условиях режима г-на Путина редко собирали больше нескольких сотен человек и легко разгонялись полицией.
Лидеры оппозиции признают, что российские экономические проблемы не столь отчаянны и тяжелы, как египетские, а также что ее население старее и более пассивно. Хотя оппозиция г-ну Путину растет в Москве и в ряде других городов, большинство русских не испытывают никакой ностальгии по временам хаотичного политического плюрализма 1990-х годов.
Г-н Путин внимательным образом формировал имидж напористости, силы, авторитетности и благонадежности, по телевизору не раз показывали, как он то ездит на мотоцикле с байкерами, то погружается в море, то общается с простым народом.
«Я не думаю, что взрыв произойдет скоро, - говорит Борис Немцов, лидер либеральной оппозиции, который работал вице-премьером в 1990-е годы. - Но у русских есть традиция терпеть и ждать. В отсутствие свободных выборов люди в конце концов восстанут и потребуют перемен. Система не будет длиться вечно».
Некоторые аналитики говорят, что г-н Путин, судя по всему, преисполнен решимости править пожизненно, или до тех пор, пока он будет способен гарантировать какую-то защиту для себя после того, как уйдет. «Он не может уйти, не столкнувшись с реальной угрозой для своей собственности или даже жизни», - говорит Николай Петров, политолог из Московского Карнеги-центра.
Г-н Петров и другие аналитики интерпретировали речи г-на Путина на съезде партии как сигнал того, что он намерен вернуться в роли реформатора.
Наблюдатели говорят, что г-н Путин лишает своих оппонентов равновесия, говоря одно, а делая другое.
До объявления г-на Путина на прошлой неделе бывший советский лидер Михаил Горбачев, который призывал его обеспечить честные и свободные выборы, опубликовал открытое письмо в московской газете, в котором описал политическую систему в России как неустойчивую, хрупкую и слабую, и заявил, что российское руководство пытается поверхностно обновлять свою бюрократию вместо того, чтобы реально что-то поменять.
«Нежелание и неготовность начинать реформы или желание лишь частичных перемен часто объясняется страхом потерять власть и желанием предотвратить новый коллапс России, - писал он. - Но именно то самое отсутствие перемен угрожает спровоцировать нестабильность и поставить под вопрос будущее страны».