Ряд высокопоставленных российских чиновников взбунтовался против сделки между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным об обмене постами в следующем году.
Подобное поведение влиятельных фигур показывает, что передача власти может пройти не так гладко, как хотели бы два лидера.
Когда в субботу стало известно, что г-н Медведев займет пост премьер-министра и поддержит возвращение г-на Путина в президенты на мартовских выборах 2012 года, министр финансов Алексей Кудрин заявил на мероприятии в Вашингтоне, что он «безусловно откажется» работать в кабинете г-на Медведева.
«Я не вижу себя в новом правительстве. Дело не только в том, что мне никто и не предлагал, но я думаю, что те разногласия, которые у меня есть, они не позволяют мне идти в это правительство», - сказал он журналистам в кулуарах заседаний Международного валютного фонда и Всемирного банка.
На вопрос о том, войдет ли он в правительство, если ему предложат, г-н Кудрин ответил: «Я, безусловно, откажусь».
Хотя и г-н Кудрин, и г-н Медведев придерживаются либеральных экономических и политических взглядов, отношения между ними остаются натянутыми. Попытки г-на Медведева добиться роста государственных расходов настроили его министра финансов против него. Кроме того, г-н Кудрин, по-видимому, надеялся занять пост премьер-министра, если г-н Путин снова станет президентом.
Мятежу г-на Кудрина предшествовало заявление главного советника Медведева по экономике Аркадия Дворковича, заметившего в субботу в своем «Твиттере»: «Да уж, нет поводов для радости». Предположительно, он имел в виду решение г-на Путина.
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков постарался продемонстрировать, что все в порядке, заявив в воскресенье журналистам, что у него «нет сомнения» в том, что г-н Кудрин останется в команде г-на Путина.
Между тем инвесторы выражают тревогу в связи с потенциальным уходом г-на Кудрина – сторонника консервативной бюджетной политики, благодаря которому Россия миновала через мировой финансовый кризис 2008 года. Именно г-н Кудрин «обеспечивает макростабильность в стране», считает главный инвестиционный стратег московского хедж-фонда Verno Capital Роланд Нэш (Roland Nash).
Стивен Дашевский (Steven Dashevsky) из московского инвестиционного фонда Dashevsky & Partners заявил: «Дело не в том, кто председатель совета директоров, а в том, кто исполнительный директор, кто отвечает за бизнес. Кудрин считался действительно рыночно-ориентированной фигурой. Если он уйдет, это станет большой потерей».
Г-н Путин назвал г-на Медведева своим преемником на президентском посту в 2008 году, так как конституция запрещала ему избираться три раза подряд. Г-н Медведев дал понять, что два лидера договорились обменяться постами еще в 2007 году, когда обговаривали структуру своего тандема. «Мы действительно обсуждали этот вариант развития событий ещё в тот период, когда сформировался наш товарищеский союз», - заявил он.
Однако члены команды г-на Медведева чувствуют себя преданными своим лидером.
«Медведев всегда выражал намерение стать кандидатом в президенты», - заявил Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики и бывший политический консультант Кремля.
Г-н Павловский назвал решение г-на Медведева отказаться от участия в выборах «катастрофой для правящей политической команды». «Пока это моральный кризис, который быстро превратится в политический», - добавил он, комментируя заявление г-на Кудрина.