Война в Чечне, молчащие СМИ и задавленная политическая оппозиция: правозащитники утверждают, что цена пресловутой «стабильности», которой достиг в России Владимир Путин, оказалась слишком высокой.
Война и бесчинства в Чечне и на Северном Кавказе
1 октября 1999 года после серии терактов в Москве и набегов радикальных исламистов на Кавказе Владимир Путин (тогда еще премьер при президенте Борисе Ельцине) отдал приказ об отправке войск в Чечню. По данным правозащитных организаций, в результате боевых действий погибли десятки тысяч людей, тогда как чеченская столица Грозный была подвергнута слепому обстрелу вплоть до ее взятия в 2000 году.
Бесчинства российских войск навлекли на себя критику правозащитников, однако Путин остался глух к словам всех противников этой «антитеррористической операции». Тем не менее, военная победа не принесла мира. Волна терактов и насилия распространилась по всему Кавказу, который стал жертвой пришедших на смену чеченским сепаратистам исламских боевиков. Неправительственные организации отмечают значительное число незаконных арестов, пытки и убийства.
Контроль над телевидением
После избрания на пост президента в 2000 году Путин приложил все силы, чтобы заткнуть рот еще свободному в тот момент телевидению. Самым известным случаем стал захват частного телеканала НТВ, принадлежавшего миллиардеру Владимиру Гусинскому. В мае 2000 года службы безопасности (ФСБ, наследница КГБ) провели обыск в принадлежащих ему помещениях. В июне его владелец был задержан, а в январе телеканал перешел под контроль «Газпрома».
Мало-помалу все каналы были поставлены на место и стали своего рода рупором Кремля, где не допускается никакой критики власти. Организация «Репортеры без границ» обвинила Владимира Путина в «хищническом» отношении к свободе прессы в России.
Оппозиция в подавляющем меньшинстве
После парламентских выборов в декабре 2003 года в Государственной Думе не осталось настоящей оппозиции. У либералов ельцинской эпохи больше нет депутатских кресел, и в законодательном собрании заправляет созданная властью «Единая Россия». Осталась лишь одна «конструктивная» оппозиция, которая представлена тремя основными движениями: теряющей обороты Коммунистической партией, пропутинскими националистами из Либерально-демократической партии и «Справедливой Россией», эрзацем «Единой России» на левом фланге.
Противники режима лишены доступа к СМИ, тогда как их (по большей части запрещаемые) манифестации обычно приводят к бесцеремонному задержанию активистов и лидеров оппозиции. Так, в 2011 году власти отказали в регистрации движению ПАРНАС бывшего премьер-министра Михаила Касьянова и бывшего вице-премьера Бориса Немцова, которые рассчитывали принять участие в намеченных на декабрь парламентских выборах.