За первой фазой «закрытости» России, на которой красуется фабричный штамп «Путин-1», по всей логике должен последовать период открытости по отношению к иностранным инвесторам под названием «Путин-2».
Владимир Путин все же выдвинет свою кандидатуру на выборах президента России в марте будущего года. Многого от него не ждать не приходится? Совсем наоборот. Запланированное возвращение Путина представляет собой значимый поворот в политической истории России, так как воплощает в себе ее отказ (на пока еще неопределенный срок) от принятия кодекса европейской демократии, который основывается на разнообразии политической сцены и чередовании представителей власти. Теоретически Путин и его сторонники могут руководить Россией в течение еще 12 лет, что является по меньшей мере атипической ситуацией для современной политической системы. Тем временем Дмитрий Медведев переживает серьезное унижение: за последние несколько месяцев ему жестко напомнили о необходимости соблюдать условия изначального договора с Путиным, о существовании которого оба они открыто сообщили в субботу.
Получается, что призывы президента России к модернизации, демократизации, борьбе с коррупцией и сокращению роли политического руководства в экономике были всего лишь частью игры Белого дома (так в Москве называют резиденцию правительства). Иностранные собеседники Медведева, для которых и предназначалась эта пантомима, безусловно, оценят ситуацию. Тем не менее, такой мягкий переход власти (невиданный случай в истории России) не означает, что у Владимира Путина все на мази. Ему нужно выполнить труднейшую задачу: подготовить страну к постнефтяному периоду. В последние месяцы он не раз говорил о решительном намерении приступить к структурным изменениям, которые могут стать вторым актом его политического творения. Первый акт заключался в сосредоточении в руках государства (прямо или косвенно) контроля над добычей природных ресурсов в России: речь идет о «Роснефти» в нефтяном секторе и «Газпроме» в газовом.
По мнению экспертов, объемы добычи черного золота в России на протяжении будущего десятилетия останутся неизменными. В настоящий момент 44% средств бюджета страны поступают от налоговых сборов с добычи и экспорта нефти и газа. Кроме того, эта зависимость дает о себе знать уже не первую неделю из-за снижения котировок нефти: на московской бирже произошел крах, тогда как курс рубля по отношению к доллару упал до такой степени, что Центральному банку пришлось запустить руку в валютные резервы, чтобы остановить тенденцию. В субботу Владимир Путин сообщил, что ставит перед собой целью улучшение условий жизни и покупательской способности россиян, что подразумевает постоянный рост расходов госбюджета и необходимость найти новые источники доходов. А сделать это будет не так-то просто. Экономисты уже сейчас предполагают, что с 2014 года страну ждет дефицит бюджета.
Таким образом, перед будущим президентом открываются три пути. Первый заключается в новой волне приватизаций. С начала 2000-х годов государство значительно расширило границы своих владений в энергетике, авиации, сырьевом секторе. Возвращение части капитала этих предприятий на рынок станет хорошим способом пополнить казну, а также кошельки миноритарных акционеров, которые так или иначе играют определенную роль в этих компаниях. Второй вариант подразумевает начало настоящей структурной реформы, которая поведет Россию по пути новых технологий и создания предприятий (в этом плане Россия сейчас – настоящая пустыня) с наиболее эффективным использованием все еще мощного интеллектуального потенциала и государственных инвестиций (по примеру того, как был создан холдинг «Роснано»), а также привлечением иностранных капиталов и технологий. Наконец, Россия страдает от огромной нехватки инвестиций в сфере инфраструктуры (дороги, автомагистрали, скоростные поезда, жилье, водоснабжение, утилизация отходов) и энергетическом секторе с учетом разведки и разработки новых нефтяных и газовых месторождений в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Борьба с коррупцией
Как следствие, после фазы «закрытости» России, на которой стоит фабричный штамп «Путин I», по всей логике должна последовать фаза открытости для иностранных инвесторов, «Путин-2». Но при одном условии: юридическая безопасность должна стать государственным приоритетом, что подразумевает бескомпромиссную борьбу с коррупцией, в которой до настоящего момента инициативы Кремля и правительства по большей части окончились полным провалом. Лишь так Владимир Путин сможет рассчитывать на статус «великого лидера», к которому он стремится уже не первый десяток лет.