Сегодня миру не помешали бы какие-нибудь радостные вести, чтобы справиться с глобальным экономическим кризисом и беспорядками на Ближнем Востоке. К сожалению, возвращение Владимира Путина в Кремль не может считаться хорошей новостью.
Международное сотрудничество отчаянно нуждается и в экономических, и в политических причинах, но ныне неизбежное возвращение Владимира Путина в президенты в марте 2012 года укрепит силы национализма в России.
В то время, как либеральные демократии мира борются на экономическом фронте и теряют уверенность в своих силах, новый-старый российский президент усилит авторитарный лагерь в глобальной политике.
Если в 2012 году российская внешняя политика станет более интравертной, внутренне ориентированной и националистической, это может сформировать часть глобальной тенденции. В будущем году США и Франция предстоит пройти через горнило президентских выборов, что ограничит и то время, которое их лидеры смогут уделять международным делам, и формат их действий. Ведущее китайское руководство также сменится в будущем году, что вполне может стать причиной того, что китайская внешняя политика также примет более резкий тон. Напряженность на Ближнем Востоке весьма вероятно будет сохраняться весь следующий год, как и финансовый кризис внутри Европейского Союза.
В такой ситуации личность российского президента будет значить много, как никогда. Россия – один из постоянных членов Совета Безопасности ООН, и остается крупной военной, энергетической и дипломатической державой.
Легкость, с которой Дмитрий Медведев, нынешний российский президент, был отставлен в сторону, усилит циничное мнение, суть которого заключается в том, что он всегда был марионеткой для г-на Путина. Однако совершенно не такой была оценка западных лидеров, которые имели дело с Россией на протяжении последних четырех лет. Американцы и немцы делают особенно сильные различия между лагерями Путина и Медведева.
Дома риторическое подчеркивание г-ном Медведевым важности верховенства закона и его более критический взгляд на советское прошлое, казалось, делали его относительно либеральной фигурой.
На международном уровне именно г-н Медведев представлял тот лагерь в российском правительстве, который наиболее открыт к сотрудничеству с Западом, и это придает некоторую уверенность идее, что есть универсальные ценности, которые должны поддерживать все крупные державы. Это именно г-н Медведев тесно работал с США над «перезагрузкой», которая дала резкое улучшение российско-американских отношений после упадка 2008 года и российско-грузинской войны – что позволило США и России добиться прогресса по теме контроля над вооружениями. Когда НАТО пошло на вооруженное вмешательство в Ливии, г-н Путин в офисе премьер-министра отнесся к данной идее с открытой враждебностью. Но г-н Медведев в Кремле вел себя гораздо более тонко, и, возможно, предотвратил российское вето на резолюцию Совбеза ООН, которая санкционировала вмешательство.
Россия остается крупным геополитическим игроком, который по-прежнему мыслит и действует как одна из крупных и глобальных держав. К сожалению, взгляд г-на Путина на внешнюю политику отмечен ностальгией по тому «уважению» (или страху), который Россия вызывала в годы холодной войны – вкупе с глубокой подозрительностью со стороны Запада. Согласно мировоззрению Путина, американцы и европейцы преднамеренно извлекли преимущества из слабости России в 1990-е годы, чтобы нарушить обещания и расширить НАТО до границ России, а затем вызвать антироссийские «цветные революции» на Украине и в Грузии. Видение мира г-на Путина, кажется, основано на идее небольшого числа квазиимпериалистических сил, сконцентрированных в Вашингтоне, Пекине, Москве, Брюсселе, и так далее, борющихся за власть и «сферы влияния». Модные идеи относительно взаимозависимости получают по заслугам.
На родине г-н Путин часто говорил о своей вере в реформы и своем желании побороть коррупцию и диверсифицировать экономику. В реальности же, однако, годы Путина превратили Россию в нефтегосударство, где конкурирующие между собой олигархи боролись за допуск к Кремлю, и многие из тех, кто пошли против президента, закончили в тюрьме или в изгнании. Трудно поверить, что второе президентство Путина изменит этот хорошо установленный ход вещей.
Западные лидеры успокаивают себя тем, что г-н Путин, возможно, и плохой, но он не выглядит сумасшедшим. Его готовность как президента к конфронтации с США по таким вопросам как права человека, Грузия, Украина или Косово, всегда компенсировалась трезвым и практичным ощущением того, насколько далеко он способен зайти. Некоторые западные лидеры, включая Джорджа Буша-младшего и Тони Блэра, изначально думали, что им удалось добиться хороших отношений с г-ном Путиным. Г-н Блэр с сожалением отмечал в свои мемуарах, что пока г-н Путин, как президент, в конечном счете исповедовал «внешнюю политику очень националистического толка», британский премьер-министр «никогда не утрачивал этого изначального ощущения в отношении него, а также не терял мысли, что если бы обстоятельства сложились по-другому, отношения могли бы процветать».
Если г-н Путин останется тем человеком, в отношении которого иностранные лидеры будут чувствовать, что они могут иметь с ним дело, тогда возвращение его жесткого национализма в Кремль не должно стать катастрофой. К сожалению, хорошо известное и доказанное правило политики гласит, что чем дольше лидер находится у власти, тем более вероятно, что он станет подвержен мегаломании и будет совершать крупные ошибки в суждениях.
Г-н Путин уже отработал восемь лет на высшем государственном посту и еще четыре в качестве премьер-министра. Теперь, когда срок президентских полномочий продлен до шести лет, он может провести в Кремле еще 12 лет. Президент, который занимает свой пост двадцать лет, это плохая новость для любой страны. А в стране со столь трагичной историей автократии, как Россия, это печальный и зловещий, не предвещающий ничего хорошего ход событий.