Эксперты в области славистики любят объяснять нам, что авторитаризм Владимира Путина присущ самой природе матушки-России, что русские пассивны и любят, когда ими руководит сильная личность. И в силу этого мы должны принять антидемократический ход, сделанный в конце прошлой недели российской властью, подтвердившей возвращение Путина на пост президента, который он уже занимал с 2000 по 2008 год. Теперь перед ним открывается перспектива «конституционно» занимать президентское кресло до 2024 года, то есть до достижения им почтенного возраста 72 лет. Хотя это не так уж и много. Леонид Брежнев руководил страной, пока не скончался в возрасте 75 лет…
Путин, который стал президентом по милости Бориса Ельцина, когда тот уходил в отставку, присвоил ему официальное звание «первого президента России». То есть, превратил числовой факт (сам по себе являющийся случайным) в некое подобие почетного звания. Теперь он может присвоить самому себе звание Второй - Четвертый президент России.
Очевидно, что страна, политический класс которой столь неучтиво обращается с Конституцией, манипулирует ей, нарушает и использует ее в своих интересах, и это не вызывает какого-либо протеста со стороны более или менее значительной части избирателей, никак не может считаться демократически зрелым обществом. По сути дела, Россия никогда не была демократической страной. После падения Берлинской стены в ноябре 1989 года появилась надежда на перемены в странах, возникших на территории бывшей Советской империи. Огромное различие между одними и другими заключалось в том, что почти все страны Центральной Европы имели элементарный опыт демократии, приобретенный в начале становления современной Европы: Польша, Венгрия, Чехословакия. Россия же перешла от самодержавия к большевизму, пройдя совсем короткий промежуточный этап безвластия. Крах коммунистической системы вернул страны Центральной Европы на естественный и знакомый им путь развития. В России единственной точкой отсчета был авторитаризм.
Ограничения на количество президентских сроков для одного человека, закрепленные в конституциях ряда стран, преследуют цель ограничить власть одного человека временными рамками.
Найдется кто-нибудь, кто считает, что это происходит в России? Путин заставлял выполнять свою волю президента, в то время как сам занимал пост премьер-министра с расширенными полномочиями.
Сейчас он возвращается на пост президента и наверняка без колебаний вернет этой должности все те полномочия, которыми наделил премьер-министра на то время, пока сам им являлся.
Возможно, утверждение о вялости русского народа и справедливо, но Путин и его команда обеспечили себе возможность неограниченно долго занимать высшую государственную должность, воспрепятствовав развитию независимой судебной и парламентской системы. А предприниматели, которые не платили российской власти соответствующую дань, попадали в опалу, нелояльные средства массовой информации удушались или передавались в распоряжение других лиц, а политическая оппозиция загонялась в угол.
Мы знали, что Россия не демократическая страна, но Путин, хоть и неуклюже, по, крайней мере, пытался придать ей видимость таковой. Начиная с настоящего момента, уже не остается сомнений в том, что российские власти не чувствует необходимости изображать из себя то, чем не являются.