Если бы Владимир Путин отменил президентские выборы будущего года, то срежиссированное объявление, сделанное в субботу, о том что он и Медведев поменяются местами президента и премьер-министра, могло бы сэкономить всем в России и за ее пределами много денег и времени. Но не тут-то было! Русские знают результаты выборов будущего года за шесть месяцев до того, как они должны состояться, и вынуждены оплачивать избыточный процесс утверждения. Оппозиционная «Новая газета» пошла еще на шаг дальше в понедельник, попросив художника нарисовать карикатуру, как будет выглядеть Путин и его кабинет в 2024 году, после еще двух подряд президентских сроков.
Модель традиционной российской государственности по крайней мере верна себе. Если не время голосовать, то и парламент, как признал некогда его спикер, не место для дискуссий. Что в данном случае вполне верно, потому что в парламенте нет места для независимых политических партий. Да и вообще в этой системе нет места для независимых профсоюзов, судов или национальных телеканалов. Персонализация власти, суммы денег, которые в форме сливок снимает в своей повседневной деятельности правящая элита, коррупция, охватившая каждую часть государства, и ряд тайн, которые они хранят, все это стало настолько обременительным, что проблема Путина - не в том, чтобы сохранить власть. А скорее в том, как из нее уйти. Яма, которую он выкопал для себя, просто слишком глубока.
Прочная и продолжительная популярность Путина обеспечивает, для некоторых, оправдание тому, каким образом управляется Россия. Но это не повод для поздравлений. Проблема не в том, что Путин утратил связь со своим народом. Это обратная сторона того, что его фирменный «мягкий» авторитарный стиль правления слишком хорошо прижился в народе и отражает его самые глубокие опасения. После суматохи горбачевского и ельцинского периодов стабильность и руководители, чье поведение можно предсказать, спрогнозировать, ценятся больше, чем перемены. Для этого есть и причины практического свойства. Для кого-то они экономические. Каждый новый правитель влечет за собой перераспределение экономических богатств. Много банков и компаний были поделены после ухода Юрия Лужкова с поста мэра Москвы. Управляются ли они сейчас лучше? Работают ли лучше? Вряд ли. Для других эти причины политические. После Путина лежит что, фашизм?
Проблема, которую представляют собой руководители, которые никогда не уходят, носит системный характер. Стоит дотронуться до одной части вертикали власти, и вся неустойчивая конструкция обрушится. Есть профессиональные экономисты, которые работают в системе, но в конце концов она их отторгает. Так произошло с Алексеем Кудриным, министром финансов, который разошелся во взглядах с президентом в воскресенье, или с Андреем Илларионовым ранее, до него. Неспособность системы управлять переменами, а также народная память о том, что перемены означают только худшее, - именно это причина того, что Россию покидают ее лучшие представители, ярчайшие умы. Большинство никогда не возвращаются. Это единственный способ не стареть вместе с Путиным.