После долгих политических уловок, которые так напоминают старую добрую советскую практику, Дмитрий Медведев и Владимир Путин в прошлые выходные все же положили конец сомнениям относительно личности будущего президента России. Нынешний лидер страны предложил своему наставнику вернуться в кресло, которое тот доверил ему четырьмя годами ранее. В ответ Владимир Путин попросил своего протеже встать во главе правительства (то есть на его нынешнюю должность), опустившись на одну ступень в вертикали власти. Теперь Дмитрий Медведев, который никогда не был членом «Единой России», возглавит избирательные списки партии на парламентских выборах 4 декабря. Хотя члены партии были явно удивлены произошедшим, на съезде «Единой России» они как один аплодировали этому политическому решению, которое было принято в тайне на самой вершине власти.
«Все это напоминает мне брежневскую эпоху, когда договоры заключались за закрытыми дверьми, а затем получали официальное одобрение на съездах партии», - говорит заместитель директора Фонда Бориса Ельцина Евгений Волк. Вообще, никто не был удивлен новостью о возвращении Владимира Путина в кресло президента, которое ему пришлось оставить в 2008 году в силу соответствующей статьи Конституции. Все западные правительства (США с некоторым отставанием от Европы) предвидели такой результат. В то же время график «операции» (все ожидали конца декабря) оказался несколько сдвинут: это стало способом превратить парламентские выборы, которые обещали стать тяжелым испытанием для «Единой России», в досрочное голосование в поддержку Путина.
В отличие от своей партии нынешний премьер-министр все еще может похвастаться высокими рейтингами. Кроме того, прозвучавшее в субботу выступление послужит предвыборной программой «Единой России», которая отказывается от собственной политической платформы. «Мы не видели такого со времен Сталина» и его культа личности, вздыхает политолог Глеб Павловский.
Куда большее удивление вызывает досрочное назначение Медведева премьер-министром. Его противники в «Единой России» считают его слабым политиком и сомневаются в его способности привести партию к успеху на выборах. Самые убежденные противники режима в свою очередь видят в произошедшем подтверждение теории, по которой Путин и Медведев представляют собой две стороны одной медали, антидемократического и авторитарного правительства. Недавно глава государства отложил на неопределенный срок возможность возращения ко всеобщим выборам губернаторов регионов, которые были отменены Путиным в 2004 году.
В то же время сторонники Дмитрия Медведева, которые видели его кандидатом на выборах, огорчены при виде того, как их герой и пророк модернизации согласился быть на вторых ролях при консерваторе Владимире Путине.
Две стороны одной медали
«Да уж, нет поводов для радости (…) самое время переключиться на спортивный канал», - написал в Twitter после заявления Медведева молодой экономический советник президента Аркадий Дворкович. Наконец, либеральный министр финансов Алексей Кудрин, который, как предполагалось еще неделю назад, должен был проводить экономические реформы при президенте Путине, отказался работать в кабинете министров под руководством Медведева. Он недоволен тем, что тот раздувает дефицит бюджета и тратит деньги на военные нужды вместо того, чтобы направить их в образование.
Будущая политика Путина окружена завесой сомнений, тогда как европейский кризис вполне может отразиться и на России, которая очень зависит от экспорта нефти. Помимо его постоянных обещаний построить детские сады и намерения повысить налоги для богатых, его экономическая программа остается крайне расплывчатой. Некоторые аналитики ожидают «брежневского» застоя длиной в 12 лет (такова продолжительность двух президентских мандатов) или крайне ограниченной открытости режима, которая должна подготовить почву для очередного возвращения Дмитрия Медведева. «Тем не менее, такой сценарий может пойти вразрез с ожиданиями Запада и столкнуться с интеллектуальным сопротивлением в интернете», - считает одна из главных либеральных фигур страны Игорь Юргенс. Он предвидит волнения в российском обществе, несмотря на то, что оно пока еще отличается чрезмерным фатализмом. В воскресенье окружению Владимира Путина удалось разжечь первый огонь недовольства.