В мире давно не было злодеев, подходящих для полноценной «бондианы». Однако после того, как на прошлых выходных Владимир Путин объявил, что он намерен в открытую вернуть себе контроль над Россией, российскому премьер-министру не хватает только мурлычущего белого кота на коленях, чтобы нам стало понятно, с кем в следующий раз будет бороться агент 007.
Разумеется, решение Путина снова стать президентом России после того, как он провел четыре года на менее высоком посту премьер-министра, не должно никого шокировать. То, что он, вероятно, обменяется должностями с действующим президентом Дмитрием Медведевым, только укрепляет существовавшие в кругах экспертов с момента прихода Медведева к власти подозрения о том, что действующий президент – не настоящий политический лидер, а нечто вроде надувной куклы, которую некоторые возят с собой, чтобы пользоваться полосой для автомобилей с пассажирами.
Это может стать разочарованием на фоне изредка допускающихся Медведевым проявлений независимости, которые заставили многих надеяться, что он может стать противовесом чрезмерному влиянию Путина в российской политике. В частности, случившееся явно разочаровало российского министра финансов Алексея Кудрина, отважно пошедшего наперекор начальству (подобное поведение стало анахронизмом в российской политике) и заявившего, что он не будет работать в новом правительстве, которое будет сформировано после мартовских «выборов». Однако маловероятно, что среди влиятельных россиян найдется много желающих поддержать протест г-на Кудрина против решения Путина, которое окончательно добивает тех, кто надеялся, что у демократии в России все еще есть шанс.
Для Соединенных Штатов и для Запада в целом сложившаяся ситуация представляет собой проблему. Когда после прихода к власти администрации Обамы госсекретарь Хиллари Клинтон дарила свою знаменитую кнопку перезагрузки, она, безусловно, не ожидала, что Путин нажмет на нее и перезагрузит отношения до глубин «холодной войны». Хотя пока до этого далеко, гибель последних иллюзий по поводу политической реформы явно не улучшает дело. Фактически, если вспомнить про авантюристические выходки, которые Россия допускает по отношению к своим ближайшим соседям, ее привычку занимать на международной арене позицию, противоположную позиции США, а также про ее склонность бряцать оружием и наращивать военный потенциал, не нужно обладать особой проницательностью, чтобы понять, что в отношениях с Россией у США еще будут проблемы.
С учетом российского ядерного арсенала, ее 11 часовых поясов и огромных природных ресурсов, которыми она обладает (последнее привело к нарастающей зависимости Европы от российских энергоносителей), не будет натяжкой сказать, что Путин претендует на роль первого в новом столетии злодея из высшей лиги. Коррумпированный, коварный склонный к мегаломании лидер крупной державы может вытеснить безумных лидеров стран-изгоев и террористов, живущих в пакистанских пригородах, на обочину нашего геополитического воображения. Эксцентричные черты Путина – например, его привычка расхаживать с голым торсом (в идеале, убивая при этом крупных зверей голыми руками) – настолько колоритны, что сценаристам и Тому Клэнси (Tom Clancy) было бы совсем не трудно превратить его в полномасштабного кинозлодея.
Фактически, для тех, кто считает, что после того, как Путин на прошлых выходных перестал скрывать, что он - почти диктатор России, ему осталось только стать Голдфингером 21-го века, с его образом связана только одна серьезная проблема. Дело в том, что лучше всего сыграть Путина получилось бы у… Дэниела Крэйга (Daniel Craig).
Впрочем, это может стать ходом, который не могли представить себе ни Ян Флеминг (Ian Fleming), ни Кабби Брокколи (Cubby Broccoli). Возможно, именно это и нужно старой доброй «бондиане». Один и тот же актер - лучший в истории Бонд и его главный противник. Звучит интригующе… хотя вряд ли этого будет достаточно, чтобы отвлечь нас от тех действительно мрачных вещей, которые творятся в Кремле в реальной жизни, и от их зловещих последствий.