МОСКВА — У них приятные лица добропорядочных молодых людей, может быть, не очень выразительные, во всяком случае, не лидеров.
Один борется с полицейскими машинами, которые ведут себя как хозяева в центре, не повинуясь сигналам светофоров. Другая воспитывает ребенка и работает инженером, а когда может, борется в защиту леса вокруг ее дома. Еще один хочет спасать наркоманов, о которых забыло правительство. Другой изучает все материалы, касающиеся подрядов на общественные работы и, когда обнаруживает нарушения, обвиняет во взяточничестве.
В России, которая только что узнала о неизменности эры Путина, они единственные бросили вызов тотальной и бесконечной власти. Профессионалы оппозиции, даже самые смелые из них, восприняли, как приговор их надеждам решение Владимира Путина выдвинуть свою кандидатуру на шестилетнее президентство в Кремле. Несколько богатых предпринимателей и многие интеллектуалы были обескуражены шагом назад со стороны Дмитрия Медведева, который вчера после столкновения уволил министра финансов Кудрина и отступил от своих демократических намерений. Разочарованный ходом событий Михаил Горбачев признает: «Мы в тупике». А защитники малых и великих дел продолжают невозмутимо вести свою личную борьбу. Это, наконец, начинает вселять страх даже в ряды правительства: невидимое войско сотен тысяч единомышленников обсуждает события и организуется на страницах Facebook, на самых разных сайтах Интернета и в социальной сети, наиболее распространенной в России, Вконтакте.
Действительно, случается, что работники, которые стараются поскорее уничтожить прекрасный участок леса в Химках, чтобы на его месте построить новую полосу шоссе к международному аэропорту Шемеретьево, вдруг обнаруживают утром, что они окружены двумя тысячами людей, которые задерживают их грузовики и занимают закрытые на вход территории, причем вся эта операция прекрасно и детально организована. Согласно старому и проверенному методу, решение уничтожить лес было принято в верхах и намеренно не обсуждалось ни на страницах газет, ни на экранах телевизоров. Тем не менее, дело вышло из-под контроля, известие распространилось через Сеть, а также посредством работы группы, во главе которой стоит госпожа Евгения Чирикова, икона для людей из многонаселенного пригорода Москвы и для всех защитников окружающей среды в стране.
В тот же самый день в прокуратуру пришла группа молодых людей, принадлежащих к движению «Федерация автовладельцев России» во главе с Виктором Клепиковым. В течение многих месяцев сам президент Медведев обещал помочь остановить беспредел, творящийся при проезде автомобилей политиков и олигархов. Но это ни к чему не привело. Тогда члены движения ФАР взялись за дело сами: они установили примитивные телекамеры автовелокс на Кутузовском проспекте, которые зафиксировали 60 опасных нарушений правил дорожного движения, сделанных в течение часа машинами государственных чиновников. Данные, фотографии, номера машин влиятельных пассажиров были переданы судье, но главное, они предложены газетам и размещены в Сети. Могут ли полсотни срубленных деревьев и превышение скорости привести к кризисной ситуации систему власти? Сами участники борьбы в это не очень верят. Но в кабинетах главы правительства, который готовится вновь занять президентское кресло, все окружение Путина регистрирует падение популярности, чего никогда не было прежде, а также распространение ассоциаций и движений, нацеленных на решение отдельных каждодневных проблем.
Это не имеет ничего общего с так называемой антиполитикой. Скорее речь идет о «насущной» политике, касающейся отдельных практических вопросов, которую ведут добровольцы, готовые ко всему. Такие исторически оппозиционные партии, как демократическая «Яблоко» и коммунистическая партия во главе с непотопляемым Зюгановым, воспользовались случаем и начали обхаживать новых народных героев. Их способность завоевать голоса пока не известна, но потенциально огромна. Они пока стараются устоять, но начинают отдавать себе отчет о своей новой роли. Евгения Чирикова, 34 лет, блондинка, всегда просто одетая продолжает повторять, что политическая карьера ее не интересует, но всякий раз, когда она выступает на страницах газет и с экранов телевизоров, рассказывая о спекуляциях, наглости и попустительстве властей, она превращается в знамя защиты окружающей среды, а это действует на души людей сильнее, чем любое традиционное политическое выступление. Все началось с маленького протеста у ворот ее дома, а затем превратилось в настоящую кампанию с добровольными сторонниками, маршами и собраниями.
Еще большую опасность представляет собой Алексей Навальный, 36 лет, который называет себя «борцом Интернета» и который в течение трех лет беспокоит общественную администрацию и правительство. На своем сайте «Роспил» (игра слов, которую можно передать как «Россия коррумпированная») он публикует детали всех подрядов, комиссий и общественного финансирования и предлагает своей публике принять участие в расследованиях. Некоторые опубликованные данные носят особенно скандальный характер, как, например, предложение за 150 тысяч евро создать официальный сайт Большого театра в Интернете. Ему поступают сигналы о том, кто выиграл подряд и в особенности каким образом. С интуицией организатора телевизионной игры в ответы на вопросы Навальный размещает на сайте сведения о денежной сумме, потраченной государством очевидно незаконным способом, это своего рода коррупционный банк. На следующий день индикатор показывал уже 40 миллиардов евро.
Высокий блондин с мужественным выражением лица Навальный делает вид, что у него нет никаких политических идей: «Моя работа ничем не отличается от других занятий. Обличение коррупции делает свое дело». В его кабинет на улице Летниковская, где работают адвокаты и молодые энтузиасты его дела, начинают поступать добровольные денежные пожертвования. С тех пор как он стал принимать их, он за несколько месяцев собрал 125 тысяч евро от 10 тысяч сторонников. В это трудно поверить, зная российские стандарты. Но еще более изумляет его личный успех. По крайней мере, три сайта «Навального — в президенты» предлагают ему выставить свою кандидатуру на президентских выборах и сулят ему десятки тысяч сторонников.
Достоверный опрос показал, что если бы проводились выборы мэра Москвы, то Навальный уже стал бы им. Либеральная партия «Парнас» предлагает его кандидатуру в качестве Генерального прокурора. Он отвечает, что не склонен к политической карьере, но ничего и не исключает. Эта уклончивость звучит угрозой.
Евгений Ройзман, другой пользователь Сети, который прежде занимался борьбой с наркозависимостью, сначала в своем родном городе Екатеринбурге, а потом на национальном уровне, кажется, готов перейти к традиционной политической деятельности. Он согласился войти в партию миллиардера Прохорова, деятельность которой прекратилась из-за внутреннего заговора. Именно Прохоров, который его заметил, как истинный открыватель талантов, объяснил важность молодых героев Сети: «Они занимаются разрешением единственной проблемы, но стараются добиться цели без всяких прикрас». А такое в условиях ограниченной демократии уже достаточно на взгляд многих.
Иван Курилла, преподаватель истории российского общества в Волгоградском университете написал эссе, которое разместил в Интернете: «Похоже на то, как если бы мы вернулись в девяностые годы, в конце коммунизма, когда государство неожиданно отказалось от некоторых своих прерогатив, и народ понял, что необходимо самоорганизовываться. Это был первый маленький бум спонтанной активности. Сейчас, когда правительство занимается только макроэкономикой и немногими привилегированными, приходит осознание того, что все нужно делать самим».