Мюнхен - Если в ходе острой конкуренции между участниками торгов непосредственно перед финальным ударом молотка появляется новое предложение, то выбор такого момента всегда говорит об определенном намерении – речь идет о том, чтобы основательно запутать позиции конкурентов. Именно это и происходит сейчас в игре в покер, где ставкой является каспийский газ. За несколько дней до 1 октября, когда строители трубопроводов должны будут представить свои предложения по поводу азербайджанского газа, многонациональный нефтяной концерн BP объявил о том, что он тоже хочет принять в этом участие. В Лондоне было заявлено, что компания PB в состоянии построить трубопровод для того, чтобы транспортировать природный газ из Каспийского региона в Европу.
Компания BP пытается принизить значение обнародованных планов. «Это просто предложение, и поэтому пока не ясно, будем ли мы вообще укладывать трубы», - заявил официальный представитель лондонской штаб-квартиры BP. Тем не менее это предложение мало кого порадовало из числа участвующих игроков. Уже сейчас существует запутанное множество планов строительства трубопроводов, потенциальные операторы которых ведут борьбу за один и тот же газ. К тому же компания BP имеет решающее преимущество в этом соревновании – она участвует в консорциуме Socar, который разрабатывает азербайджанское месторождение Шах-Дениз 2. Именно там добываются тот газ, который предполагается по трубопроводам перекачивать в Европу.
Европа, помимо газа из Северного моря и с Ближнего Востока, имеет два крупных источника: это Россия, которая уже покрывает треть европейской потребности, а в некоторых странах вообще является главным поставщиком, и Каспийский регион. Для того, чтобы снизить зависимость от Москвы, Европейский Союз уже давно пытается добиться расположения таких производителей природного газа как Азербайджан и Туркмения. Цель состоит в том, чтобы создать южно-европейский коридор, который будет проходить от Каспия через Турцию в Южную Европу.
За каспийский газ в настоящее время ведут борьбу несколько проектов. Самым известным среди них является Nabucco, имеющий сильную поддержку со стороны Еврокомиссии. Его протяженность составляет 3900 километров, и он должен быть построен к 2017 году. В созданный для этих целей консорциум входят, в частности, энергетический концерн RWE и австрийский конкурент OMV. Преимущества Nabucco: по этому трубопроводу можно будет транспортировать 30 миллиардов кубометров природного газа в год, и поэтому, помимо азербайджанского, в трубу планируется закачивать еще и иракский газ. При этом речь идет о совершенно новом трубопроводе, который во многом будет функционировать независимо от страны-транзитера Турции.
В преимуществах Nabucco одновременно скрываются и его недостатки. Поскольку нужно будет построить новый трубопровод длинной в почти 4000 километров, то и цена его будет высокой. По мнению экспертов, она составит 15 миллиардов евро. Специалисты также полагают, что могут возникнуть сложности с его наполнением. Пока Азербайджан обещает поставлять в Европейский Союз только 10 миллиардов кубометров природного газа.
В отличие от Nabucco, его конкуренты – Trans Adriatic Pipeline (TAP) и трубопровод Italy Turkey Greece Interconnector (ITGI) – связаны с турецкой газотранспортной системой. Поэтому они существенно дешевле. Это относится также и к проекту компании BP, который предполагает использование уже существующих магистралей или расширенные турецких трубопроводов, тогда как на Западе он пройдет во многом параллельно с Nabucco. Поскольку перечисленные проекты конкурируют между собой, Еврокомиссия обратилась к странам, участвующим в них, с призывом о том, чтобы они попытались сблизить свои позиции. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Guenther Oettinger) в начале сентября представил стратегию Евросоюза, а также – что особенно важно – планы кооперации между проектами Nabucco, ITGI и TAP. Однако пока остается открытым вопрос о том, будут ли эти планы реализованы.
Конкуренция усиливается, поскольку существуют еще два проекта. Согласно проекту AGRI (Aserbaidschan-Georgien-Rumaenien-Interconnector), азербайджанский газ пройдет через Грузию, а затем в сжиженном виде по Черному морю он будет доставляться в Румынию. Не последнее место в борьбе за южно-европейский коридор занимает Россия. В середине сентября с большой помпой и в присутствии премьер-министра Владимира Путина было подписано соглашение о строительстве трубопровода «Южный поток». В число партнеров этого проекта входит компания Wintershall – дочернее предприятие концерна BASF. Руководит консорциумом Газпром, и по своим масштабам и затратам это такой же амбициозный проект, как и Nabucco.
Если «Южному потоку» в результате торгов достанется азербайджанский газ, то Москва будет иметь прямой выход на европейский газовый рынок не только через недавно открытый балтийский трубопровод «Северный поток», но и по южному маршруту. И Европа в таком случае по-прежнему будет находиться в зависимости от России. Учитывая большое количество конкурирующих проектов, такой вариант вряд ли можно назвать неожиданным.
У проекта Nabucco слишком много нянек, заявил на этой неделе в интервью австрийской газете WirtschaftsBlatt министр энергетики (так в тексте – прим. перев.) Польши Вальдемар Павляк. В конечном итоге победителем в этой борьбе опять может оказаться запоздалый участник торгов – компания BP.