Как сообщают источники в Москве, российский премьер-министр Владимир Путин, скорее всего, примет участие в президентских выборах 2012 года, в то время как президент страны Дмитрий Медведев заявил, что может занять пост премьер-министра. Похоже, что два российских лидера могут поменяться в следующем году ролями.
2011 год отмечает двадцатую годовщину развала Советского Союза. Россия собирается предпринять новую попытку политической трансформации. Обмен ролями между Путиным и Медведевым просигнализирует возвращение страны к традиционной «авторитарной» политике, проведенное в рамках конституционной системы России. Новости о перестановке частично сняли обеспокоенность российского общества по поводу политической неопределенности. С объективной точки зрения, перестановка может не дать российским элитам отдалиться от народа, и гарантирует, что Россия продолжит сохранять стабильность и добиваться устойчивого развития, чтобы вернуть себе статус великой державы.
В начале 1990-х российские политические элиты предсказывали стране прекрасное будущее на основании западных ценностей. Они говорили, что если Россия трансформируется с помощью «шоковой терапии» из плановой экономики в рыночную, если она превратится через разделение полномочий из чрезвычайно централизованной страны в демократическую, и если, лелея средний класс, ее недоразвитое общество превратится в гражданское, то страна быстро добьется экономического процветания, политической демократии, социальной справедливости и статуса великой державы.
Однако реальность оказалась совсем не такой, как радостные ожидания. Цели, поставленные перед реформами, были искажены, проявились многочисленные дефекты политической системы, часто имели место кризисы власти, и Россия вступила в длительный и болезненный процесс трансформации. В те годы, когда у власти стоял Борис Ельцин, политическое соперничество было яростным, а политическая ситуация всегда пребывала в состоянии турбулентности. После того, как к власти пришел Владимир Путин, он укрепил вертикаль власти, прижав олигархов и восстановив отношения между центральным правительством и регионами. Он также покончил с турбулентной политической ситуацией, взяв на вооружение концепцию «контролируемой демократии».
Политическая трансформация это не физический эксперимент, проводящийся в закрытой лаборатории, а сложный социальный процесс, касающийся интересов и судеб сотен миллионов людей. Перераспределение интересов и корректировка социального строя приведут в процессе к формированию новых групп, объединенных общими интересами, и это может привести к новым социальным конфликтам.
Гарантии стабильности в процессе социальной трансформации и способность избежать крупномасштабных социальных конфликтов являются важной темой исследований по всему миру. Ученые изучают, как следует управлять перераспределением интересов, чтобы это совпало с интересами большинства граждан, и как следует направлять социальный строй, чтобы избежать в процессе трансформации раскола на богачей и бедняков.
Азиатский политик как-то сказал, что культура это судьба. Можно сказать, что культурная традиция это гены политической системы страны. Ища новую систему, подходящую под ее развитие, страна не должна полностью отказываться от своей традиционной культуры, а также должна приспосабливаться к временам и обеспечивать рост новых культурных генов. Россия это страна с длинной историей и изобилием культурных традиций, и поэтому любая корректировка культурных ген должна будет пройти длительный и непростой курс адаптации.
Двадцатилетние изыскания России указывают на то, что политическая трансформация страны это «уравнение с несколькими неизвестными». У «уравнения», находящегося под влиянием различных элементов, включающих в себя конституционные правила, исторические традиции, политику, культуру, распределение практических интересов и дислокацию персонала, не будет одного-единственного ответа. Политическая трансформация страны это сложный системный проект без гладкой дороги впереди или существующего примера для подражания.