Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рунет потешается над «Путиным-2024», но кто, если не он?

© REUTERS / Alexander DemianchukМатрешки с изображением Дмитрия Медведева и Владимира Путина
Матрешки с изображением Дмитрия Медведева и Владимира Путина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О культе личности речи, безусловно, не идет. Россияне без особого удивления узнали о возвращении в Кремль того, кто по сути и не переставал быть настоящим лидером нации, несмотря на переход в правительство. Тем не менее, в Путина уже не верят так, как в начале 2000-х годов, и критика в его адрес вполне допустима, разумеется, если она не звучит в эфире главных телеканалов.

В Москве пресса обсуждает заявление бывшего президента об участии в выборах 2012 года: станет ли Владимир Путин пожизненным президентом России? Пользователи Facebook говорят о перспективах «Путин-2024». 

В субботу на съезде партии «Единая Россия» премьер-министр страны Владимир Путин, который в прошлом уже дважды был избран на высший государственный пост, заявил, что выставит свою кандидатуру на выборах в марте 2012 года.

Нынешнему президенту Дмитрию Медведеву он предложил занять должность премьер-министра. С 2012 года Владимир Путин, которому сейчас 58 лет, сможет получить два президентских срока, потом опять стать премьер-министром, а затем снова президентом. В президентском кресле он может просидеть до 2024 года – все это благодаря конституционной реформе 2008 года, которая продлила мандат с четырех до шести лет. При условии, что его изберут естественным путем (и, если возможно, без чрезмерного мошенничества), хотя априори вряд ли это можно считать проблемой. 

1. Все это забавляет россиян?

Когда россияне услышали, что и премьер-министр намеревается вновь стать президентом, они начали потешаться над этим, в интернете и на кухнях (в стране не существует культуры разговоров в кафе).

Пользователи Facebook обменивались изображениями Путина-президента в 2024 году (он постарел, ужасно худ, а его грудь украшают характерные для советских лидеров брежневской эпохи медали) и двойными портретами президента-премьер-министра, которые для смеха они предлагают в будущем развесить в мэриях. 

2. Россияне верят в Путина?

О культе личности речи, безусловно, не идет. Россияне без особого удивления узнали о возвращении в Кремль того, кто по сути и не переставал быть настоящим лидером нации, несмотря на переход в правительство. Тем не менее, в него уже не верят так, как в начале 2000-х годов, и критика в его адрес вполне допустима (разумеется, если она не звучит в эфире главных телеканалов).

В то же время в России широко распространена идея о том, что страна нуждается в сильном лидере. Партию Владимира Владимировича «Единая Россия» повсеместно от Москвы до Владивостока называют «партией жуликов и воров». Люди спокойно посмеиваются, глядя, как на протяжении всех выпусков новостей перед ними мелькает один лишь президентско-премьерский тандем. Однако этот смех становится куда печальней, когда они каждый день замечают, насколько их страна погрязла в повальной коррупции. Но если не Путин, то кто?

3. Существует ли реальная альтернатива Путину?


В стране существуют Коммунистическая партия, ЛДПР и несколько демократических партий, которые участвуют в выборах. Кроме того, сторонники есть и у ультранационалистических, демократических или каких-то еще запрещенных или почти неизвестных движений. 

На самом деле было бы ошибкой пытаться найти в России диссидентское движение (в литературе или политике), которое было бы наследником советских традиций, или же сильную партийную оппозицию, как во Франции. Это означало бы смотреть через призму наших западных привычек на страну со столь большими отличиями. В ней действительно существует небольшая политическая оппозиция, но она чрезвычайно слаба и не имеет голоса. 

Диалог ультранационалистов и социал-демократов

Кроме того, оппозиция крайне неоднородна, хотя создать союз ей не дает скорее недостаток объединяющей энергии, нежели отказ смешать идеологии. В действительности в среде российской политической оппозиции ультранационалисты и социал-демократы спокойно ведут диалог. Либерал Каспаров и национал-большевик (вдумайтесь в название) Лимонов вместе выступили в 2006 году, когда создали не снискавшую большого успеха партию «Другая Россия».  

Другой пример. В прошлом году лидер московского отделения партии «Яблоко» (главная демократическая партия в современной России) Сергей Митрохин ничуть не стеснялся представителей экстремистских партий «Движение против нелегальной иммиграции» и «Славянская сила», когда пришел на могилу погибшего в потасовке русских и кавказцев болельщика «Спартака», смерть которого послужила причиной для волны националистических манифестаций в декабре 2010 года.  

Невозможно обрисовать контуры этой размытой оппозиции, которая не имеет четких политических программ.

4. Возможна ли российская весна?


Как бы то ни было, многие российские политологи (и лидеры более или менее неизвестных движений) говорят о возможности протестов в случае серьезного ухудшения экономических условий.

Страна привыкает жить в обстановке безопасности и комфорта, которых ей так не хватало в 1990-х годах. Сейчас в ней формируется настоящий средний класс. Если уровень его жизни резко упадет, он может если и не поднять бунт, то во всяком случае выразить недовольство (протестами, на голосовании, ежедневными поступками) так, что перемены на вершине власти станут неизбежными. 

В результате ситуация может сыграть на руку какому-либо политику (возможно, он уже сейчас находится во власти), который окажется достаточно изобретательным, чтобы оттеснить Путина.