После конгресса в Лужниках
Российские обозреватели продолжают удивляться выбору президента Дмитрия Медведева, который решил оставить Кремль в конце своего мандата и предложил премьер-министру Владимиру Путину поменяться постами. Никто не сомневался в том, что Путин занимает сильную позицию в правящем тандеме, но Медведев не раз говорил, что готов к выборам и настойчиво демонстрировал свое намерение. Это было бы естественно, тем более, что его портрет висит в каждой школе от Калининграда на Балтийском море до холодной Сибири. На улицах Москвы многие думают, что президент просто «капитулировал» перед своим противником; другие, как например, политолог Глеб Павловский говорят, что Медведев стал жертвой какого-то неизвестного «давления». Нет сомнения в одном, что президент и премьер мерялись между собой, и этот вопрос месяцами занимал российских политиков и европейские газеты. Сегодня иронизируют, говоря, что результат был заранее известен и, следовательно, плохо предсказуем.
Расставь своих людей на постах власти
Если Медведев сделал определенные ходы, чтобы остаться президентом, то и Путин не оставался посторонним наблюдателем. Премьер привел своих доверенных людей на ключевые посты в администрации и выиграл политическую битву во дворцах власти, у него нет нужды прибегать к голосованию. Самые важные министерства были доверены его соратникам, и они удержались на своих постах несмотря на экономический кризис и небольшие скандальчики. Единственный, кому пришлось уйти, - это Игорь Сечин, вице-премьер и доверенный советник. Он был вынужден оставить свой пост в Роснефти в апреле: именно Медведев настоял на том, чтобы он сделал выбор между своими двумя должностями. Путин не ввел всех своих соратников в правительство, но сумел сделать так, что они оказались в каждом центре власти в стране. Так, идеолог Владислав Сурков остался в Кремле, рядом с Медведевым, бывший мэр Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко возглавила Думу. В посольствах и в общественных учреждениях партия Путина считается наиболее влиятельной.
Правительственный блок
Последнее доказательство того, что президент и премьер постоянно мерялись влиянием, в словах Алексея Кудрина, ветерана в правительстве, который стоял во главе такого важного министерства как министерство финансов. В воскресенье он перешел в атаку против Медведева: «У нас разные точки зрения. Если он станет премьер-министром, то мне не дадут войти в следующее правительство». Эти различия во мнениях, на которые он намекает, конечно, не имеют ничего общего с вопросами программы. Либеризм выпускника Петербурского университета Медведева гораздо ближе к доктрине Владимира Путина, чем это принято думать. По мнению многих аналитиков, Кудрин надеялся возглавить следующее правительство, а жесткость его выступления демонстрирует желание иметь дело напрямую с Путиным, без посредников. Продолжение последовало уже вчера во второй половине дня: Медведев вызвал мятежного министра, напомнил ему, что он пока еще стоит во главе Кремля, и без обиняков сказал ему, что лучше всего, чтобы он оставил свой пост в правительстве, если он того желает. Отставка Кудрина произошла вечером. Путин остался в стороне.
Альтернатива
Альтернатива в лице Кудрина не является единственной в руках Путина. Пару месяцев тому назад другой сторонник свободного рынка дебютировал на политической сцене: речь идет о Михаиле Прохорове, 46 лет, сырьевом магнате и страстном любителе баскетбола и печати. В Нью-Йорке ему принадлежит команда, которая играет в Национальной Баскетбольной Ассоциации, а в России он издает модный журнал. В Москве ему было поручено возглавить партию «Правое дело». Эта современная партия должна была гарантировать соревновательность и свободу российской системе. Но это движение спутало карты либералов, к которым принадлежит Медведев. Инициатива Прохорова длилась недолго, магнат заявил о своей отставке неделю назад и не пожалел при этом обвинений в адрес соратников Путина, начиная с Суркова. Несколькими днями позже все услышали речь Медведева.
От казарм до судов
Медведев долго говорил о модернизации, о плане развития страны, о том, что нельзя допустить, чтобы экономика России целиком зависела от природных ресурсов, доходы от которых сегодня являются основной статьей российского бюджета Этот проект не мог бы быть принят, если бы основы для него не были заложены в первые годы третьего тысячелетия Путиным, но команда Медведева хотела бы, чтобы различия были более значительными в будущем: модернизация предполагает проведение реформ в экономике, политике и в правосудии. Премьер позволил, чтобы его ставленник занялся менее популярными секторами, как в случае с вооруженными силами, численный состав которых должен быть резко сокращен. Кампания вызвала враждебность военных по отношению к президенту, в некоторых городах прошли демонстрации протеста против сокращений, что не особенно характерно для такой страны, как Россия. Некоторые центры власти, близкие к Путину, замедлили реформы на общественных предприятиях и в судах. Когда начинают говорить о правосудии, тут же вспоминают о Михаиле Ходорковском, заключенном в тюрьму по обвинению в коррупции и из-за политических разногласий с Путиным. Но проблема российского правосудия заключается не просто в жесткости законов, направленных против отдельного гражданина. Эта язва пронизывает многие секторы экономики, как демонстрируют обыски, проведенные секретными службами в офисах иностранных компаний, которые находятся в Москве и Петербурге. Этот феномен принял угрожающие размеры в последние годы, что привело к снижению европейских и американских инвестиций. Реформы, заявленные президентом, никак не повлияли на систему ведения следствия и российские суды. У Медведева не так много сторонников в казармах, не нашел он их и в судах.
Кожа удмуртов
Путин позаботился и о формировании общественного мнения. В самый трудный период экономического кризиса он заходил в гастрономы, чтобы справиться о повышении цен на колбасу; во время пожаров его видели в наиболее опасных зонах; в последние месяцы он позировал перед телекамерами в самых разных местах и позах: верхом на лошади, во время рыбной ловли, на лыжне, за рулем мотоцикла Харли-Дэвидсон, в автопробеге по Сибири, на истребителе и на борту подводной лодки. Это была предвыборная кампания, причем заявлять о своей кандидатуре не было нужды. Российские блогеры говорят, что Путин якобы сделал пластическую операцию, чтобы казаться моложе. Некоторые из них шутят, что теперь он похож на удмурта. Этот народ живет на Урале и славится рыжими волосами и глянцевитой кожей. Харизма Путина поставила бы в затруднительное положение политиков даже с лучшей, чем его, предвыборной программой, и это обстоятельство оказалось решающим по отношению к Медведеву.
Война кланов
В ситуации с Путиным и Медведевым произошло столкновение их окружений. Два лидера всегда производили впечатление людей, которые могут работать вместе, не вмешиваясь в компетенции друг друга. Они фотографировались рядом во время официальных встреч и во время отдыха в Сочи. В основном, казалось, что они совместимы. Но шла подковерная борьба, которая в основном велась между их советниками. «Никакого решения о том, кто будет выдвигать свою кандидатуру на пост президента, не было принято. Но невозможно продолжать модернизацию без Медведева. В конце концов, это была его идея»,- говорил газете «Il Foglio» сотрудник президента в ходе встречи прошлой весной. Кремлевская команда была разочарована новостью из Лужников и нарушила традиционную сдержанную манеру поведения российских политиков. После речи в Лужниках правая рука Медведева Аркадий Дворкович написал в Twitter, что «нет хороших новостей». Путин еще не дал официального одобрения на рокировку, но это только формальность. Сегодня трудно прогнозировать дальнейшую судьбу сотрудников Медведева. Многое зависит от будущего их лидера, который кажется ослабленным, но все-таки он останется ех-президентом. Возможное присутствие таких людей как Дворкович в будущем правительстве стало бы положительным сигналом для процесса реформ.
Дипломатические круги
То, что случилось в конце недели, предсказывалось многими европейскими дипломатами, включая и итальянских. Уже прошлой зимой многие высказывали гипотезу, что будет использована модель «демократической фикции»: Путин опять в Кремле, чтобы гарантировать консерваторам стабильность страны, а Медведев во главе прогрессивного правительства, проводящего политику модернизации. Посольства утверждали, что этот путь обеспечил бы России возможность проводить реформы, не разрывая с прошлым. Это позволило бы ввести часть оппозиции в правительство. Естественно, этот маневр никак не противоречит Конституции. Это рассуждение очень близко к тому, которое сделал Серджо Романо в воскресенье в своем анализе. «Медведев во главе правительства в ходе ежедневного управления страной мог бы более эффективно проводить в жизнь те меры, о которых он говорил в своих лучших речах, будучи президентом. Если его намерения действительно таковы, Европа заинтересована в том, чтобы ему помочь», - написал бывший посол в газете «Corriere della Sera».