Революции во внешней политике происходят тихо и незаметно. Но если актеры на дипломатической сцене иной раз оказываются не особенно ловкими, то на этом пути может и потряхивать. «Покончить с ориентированной на ценности внешней политикой», - потребовали на этой неделе в унисон немецкий эксперт по Китаю Эберхард Зандшнайдер (Eberhard Sandschneider) и специалист по России из Немецкого общества внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr). Глава внешнеполитического ведомства Гидо Вестервелле еще раньше во время визита в Пекин подверг цензуре список сопровождающих его в поездке людей, изолировал Германию от союзников в Совете Безопасности ООН при голосовании по вопросу о Ливии и оказался таким образом в одном лагере с Россией и Китаем.
Становится все более очевидным, что политические элиты капитулируют и все меньше уделяют внимания таким ценностям как свобода и права человека – Китай и Россия играют мускулами, и Запад идет на уступки. Вместо этого федеральное правительство и Еврокомиссия все более жестко выступают против якобы менее значимых и не таких крупных государств. Политики в Берлине и Брюсселе только слегка покашляли, когда российского нефтяного олигарха Михаила Ходорковского Кремль на долгие годы упрятал за решетку, но зато они теперь возмущаются по поводу судебного процесса, организованного против бывшего главы правительства Украины Юлии Тимошенко. Из-за предстоящего обвинительного приговора в деле Тимошенко, получившей известность как коррумпированная газовая принцесса, предполагается даже заморозить переговоры о подписании соглашения об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе.
При этом не упускается из виду и то обстоятельство, что политический покровитель Тимошенко и партнер по бизнесу бывший премьер-министр страна Павел Лазаренко недавно был осужден в Соединенных Штатах за отмывание денег. При этом не принимаются в расчет прежде всего наши подлинные интересы, которые наши политики должны представлять. А подлинные европейские интересы в отношении Украины состоят в том, чтобы тесно связать это крупнейшее по территории государство в Европе с Евросоюзом, а также стабилизировать за счет сотрудничества такие подверженные эрозии страны как Молдавия и Грузия. В этом состоит смысл открывающегося сегодня в Варшаве саммита стран Евросоюза, участвующих в программе «Восточное партнерство», однако за пределами Польши и Германии интерес к этому мероприятию не велик.
И это фатально. Ведь Украина является важной транзитной страной, если члены Евросоюза намерены построить трубопроводы в обход России и связать себя с богатыми сырьем прикаспийскими государствами. Якобы являющийся пророссийским украинский премьер Виктор Янукович (так в тексте – прим. перев.) хочет заключить соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, хотя он рискует при этом вступить в серьезный конфликт с Кремлем из-за своего «нет» по поводу таможенного союза с Москвой. Тот, кто хочет вновь загнать Украину в жесткие объятия России, может просто остановить переговоры с Киевом. Но тот, кто хочет интегрировать Украину, должен проводить такую внешнюю политику, которая была бы ориентирована на наши интересы и ценности.