При всех его инновационных репрессиях на родине, самым примечательным достижением российского «царя» Владимира Путина, возможно, является то, что он смог заставить влиятельную группу развивающихся стран разделить аморальное мировоззрение Москвы.
Эти страны, известные как БРИКС, являются исторически и культурно различными: Б - это Бразилия с ее латиноамериканской страстью; И - Индия, с ее сложной демократией, К - Китай, со своей автократией, С (от английской S) - Южная Африка (South Africa) с ее революционным рвением в прошлом. Но сейчас все они поют в унисон, и поразительно, что тон в этой песне задает буква Р - путинская Россия.
Во вторник российский министр иностранных дел Сергей Лавров «вызвался» представлять БРИКС на мировой арене. Экономический успех этой «ассоциации», заявил он в ООН, «отражает реалии развивающегося многополярного мира».
А Москва, заслуженная и бывалая, по определению является лидером группы. «Россия была одним из полюсов, когда мир был еще биполярным», - заявил мне на этой неделе дипломат БРИКС, - поэтому по многим вопросам «Москва идет во главе, и мы с уважением относимся к этому».
Все страны БРИКС следуют неэтичной и аморальной философии Москвы в своих собственных регионах. Южная Африка, которая некогда взывала к добропорядочности мира во время борьбы с апартеидом, ныне защищает таких бандитов, как зимбабвийский Роберт Мугабе. Индия поддерживает хорошие отношения с тиранической хунтой, которая правит Мьянмой. Бразилия балует худшие режимы Латинской Америки, поддерживаемые Уго Чавесом. А Китай, ну, это Китай.
Как группа, БРИКС ныне едина в своей оппозиции попыткам Запада защитить участников арабской весны от диктаторов, которые их убивают. Они все, так случилось, заседают сейчас в Совете Безопасности ООН, и там выражают серьезное и единое противодействие призывам Запада к вмешательству в Ливии (хотя переходящие на другую сторону ливийские дипломаты в конце концов переломили ситуацию в этом вопросе). БРИКС также выступает против новых санкций в отношении Ирана, ровно как они были против раньше вмешательства в Судане.
В отличие от европейцев, БРИКС также активно пытаются изолировать и поставить в затруднительное положение администрацию Обамы, вынудив ее наложить вето на ооновский гамбит Палестинской национальной администрации, вместо того чтобы уничтожить эту игру за счет отсутствия поддержки.
И БРИКС долгие месяцы блокировали любые действия по Сирии, где с марта этого года режим Асада убил как минимум 2 600 человек. (В среду европейские дипломаты при поддержке Америки смягчили язык своего последнего варианта предложения резолюции Совбеза, убрав из него слова о введении санкций ООН в отношении Сирии. Тем не менее обладающая правом вето Россия и ее союзники по БРИКС по-прежнему говорят «nyet».
Но как можно оправдать помощь и подбадривание убийцы? Ну, например, цинично. Как заявил журналистам в среду российский представитель при ООН Виталий Чуркин: «Мы слышали заявления в разных столицах, в которых описывалось, кто в этом мире легитимен, а кто нет», и это звучало очень похоже на «продолжение политики смены режимов».
Ась? Россия высказывается за борьбу с «неоконсерваторскими» тенденциями президента Обамы?
Страны БРИКС притворяются, что они лучше, чем они есть на самом деле. «Мы не стремимся к конфронтации ни с кем», - заявил Лавров в своем выступлении в ООН. Ну а на самом деле - группа постоянно пытается блокировать санкционированное ООН вмешательство, даже когда речь идет о противостоянии самым подлым зверствам. (До тех пор, пока вмешательство не начинает касаться их собственных задворок: в среду Россия собрала Совбез, чтобы обсудить мелкий пограничный спор с участием сил НАТО в Косово).
Имеет значение вот что: из-за предполагаемой «неконфронтационной» философии БРИКС, например, мы возможно никогда не узнаем, способно ли международное экономическое давление оказать влияние на иранские ядерные планы. Каждый раз, когда западная компания уходит из Ирана, на ее место приходит бразильская, индийская или китайская компания. Между тем, Россия строит иранские объекты в области «мирной» атомной энергетики даже в условиях, когда в массовом порядке появляются свидетельства того, что муллы демонстрируют огромные успехи в решении вопроса обладания ядерным оружием.
В отличие от остальных стран БРИКС, экономика России мало что производит и полагается по большей части на природные ресурсы (нефть) или продажу оружия. Тем не менее, после того как Путин объявил на прошлой неделе, что будет кандидатом в президенты на ближайших выборах, мы должны с еще большим вниманием и большей настороженностью, чем раньше, отнестись к международной группе, которую он намерен возглавить.
Россия хочет возродить свое славное советское прошлое, а БРИКС - лучший инструмент для того, чтобы этого добиться. Международные институты, такие как ООН, выступают за формирование подобных групп и максимизацию их влияния. Чем больше мы играем в этом становящемся все более враждебном окружении, тем больше мы будем наталкиваться на российскую кирпичную стену.