Лорд Макдональд публично заявил о своих подозрениях, что отравление Александра Литвиненко стало «казнью по указанию государства», осуществленной Россией.
Главный прокурор, который расследовал убийство Александра Литвиненко, отравленного радиоактивным веществом, впервые публично высказался о своих подозрениях, что убийство было «казнью по указанию государства», организованное Россией.
Лорд Макдональд был главой государственного обвинения, когда Литвиненко был убит в ноябре 2006 года, и выступил перед возобновлением расследования смерти Литвиненко на прошлой неделе.
Макдональд заявил, что хочет, чтобы старший судья наблюдал за полным коронерским расследованием убийства, чтобы обеспечить его «тщательность, прозрачность и ход, достойный доверия населения». Он безуспешно просил Россию экстрадировать Андрея Лугового, главного подозреваемого в убийстве, в Великобританию.
До последнего времени официальные лица, работающие над этим делом, не решались публично обвинять Россию в причастности к отравлению Литвиненко высокотоксичным полонием-210.
Однако Макдональд в своей откровенной и неприкрытой атаке заявил: «Это было особенно отвратительное и возмутительное преступление: преднамеренное наказание в глазах всего мира, путем долгой гибели от радиоактивного отравления человека, который, как знали русские, находился под защитой британского государства».
«Когда я был директором государственного обвинения, мы пошли на беспрецедентный шаг, объявив о нашем намерении добиваться экстрадиции Андрея Лугового из-за этого дела, и из-за того, что подозрения в отношении него были очень серьезными».
«В частности, у меня были самые серьезные подозрения, что российские государственные деятели были причастны к планированию этого убийства».
Он добавил: «Дело имело все признаки казни по указанию государства, совершенной на улицах Лондона иностранными властями».
«Расследование смерти Литвиненко должно предпринять все возможные шаги, чтобы вскрыть правду».
Макдональд заявил, что расследование было последним шансом для Марины Литвиненко, вдовы бывшего шпиона, которому было предоставлено политическое убежище в Великобритании за пять лет до убийства, добиться справедливости, в особенности учитывая сопротивление русских, которые настаивают на том, что Луговой никогда не вернется в Великобританию.
Призывая к полноценным слушаниям, аналогичных тем, что проводились по вопросу о гибели Дэвида Келли (David Kelly), ученого, работавшего на оборонный сектор, Макдональд сказал: «Из-за вероятности того, что к этому делу могло быть причастно иностранное правительство, с очень серьезным вниманием необходимо подойти к вопросу выбора старшей юридической фигуры, которая будет проводить расследование».
Эндрю Рейд (Andrew Reid), коронер по этому делу из Сент-Панкраса, к северу от Лондона, дал понять на предварительных слушаниях, что в рамках дела будет просто изучаться, где, когда и как погиб Литвиненко.
Макдональд, однако, настаивает на том, что этого будет недостаточно.
Представитель коронера заявил, что на контрольных слушаниях будет обсуждаться формат расследования и рассматриваться показания семьи и других агентств. Литвиненко, откровенный критик Владимира Путина, бывшего президента, а ныне премьер-министра России, переехал в Великобританию с женой Мариной и сыном в 2000 году.
Он заболел 1 ноября 2006 года, после встречи с Луговым в Лондоне, и умер в агонии три недели спустя.
Макдональд обвинил Лугового, ныне депутата у себя на родине, в убийстве Литвиненко в 2007 года. Его запрос на экстрадицию Лугового был отклонен Россией.
Луговой отрицает какую-либо причастность к убийству.