Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вражда российских олигархов докатилась до лондонского суда

Проживающий в изгнании Борис Березовский подал иск против бывшего друга Романа Абрамовича по поводу бизнес-сделки, которая пошла наперекосяк.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это было столкновением олигархов. У одной стены зала судебных заседаний находился Борис Березовский, критик Кремля, политический эмигрант и заклятый враг Владимира Путина. У другой – Роман Абрамович, миллиардер, владелец клуба «Челси» и человек, известный своей любовью к яхтам. Посередине – множество телохранителей в очень темных очках.

Это было столкновением олигархов. У одной стены зала судебных заседаний находился Борис Березовский, критик Кремля, политический эмигрант и заклятый враг Владимира Путина. У другой – Роман Абрамович, миллиардер, владелец клуба «Челси» и человек, известный своей любовью к яхтам.

Посередине – множество телохранителей в очень темных очках.

Некогда близкие друзья, как предполагается, совместно извлекшие выгоду из неоднозначной российской программы приватизации, эти два человека уже больше десяти лет находятся в состоянии безобразной открытой вражды, и все это время стойко избегали друг друга. Но в понедельник они столкнулись лицом к лицу в Высоком суде в Лондоне в рамках дела, которое может стать рекордным частным иском в Великобритании по размеру компенсации, затребованной истцом и составляющей многие миллиарды фунтов стерлингов.

Суд выслушал, как Абрамович «шантажировал и предал» Березовского, своего бывшего наставника, и поставил «богатство и влияние» выше «верности и дружбы». Березовский заявляет, что Абрамович «методом запугивания» вынудил его продать принадлежавшие ему акции российской нефтяной компании «Сибнефть» за сумму, составлявшую лишь долю их реальной стоимости.

Как заявил его адвокат Лоуренс Рабинович, Березовский требует от Абрамовича компенсации в размере 5 миллиардов долларов (3,2 миллиарда фунтов стерлингов) за сделку с «Сибнефтью». Березовский, который бежал из России в 2000 году, поссорившись с Путиным, который тогда был президентом, также хочет получить еще 564 миллиона долларов в качестве компенсации за другую сделку с участием российской алюминиевой компании «Русал».

Дело слушалось в сверкающем новом здании коммерческого суда Rolls building на Феттер-Лейн, судьей Глостер. Оба русских сидели в противоположных концах заполненного до отказа зала суда номер 26, при этом Абрамович следил за ходом процесса в русском переводе через наушники.

Они игнорировали друг друга. В состав их свиты входили сторонники в блестящих костюмах, российские помощники, одетые в черное, родственники, друзья, и так много юристов и адвокатов, что некоторые были вынуждены усесться в задней части зала.

По графику суд должен занять 12 недель, в деле задействованы громкие имена, такие как, например, королевский адвокат Джонатан Сампшен (Jonathan Sumption), выступающий от имени Абрамовича. Березовский, вероятно, будет давать показания в четверг. Абрамович представит свою точку зрения на события в начале ноября, причем будет говорить по-русски.

Дело обещает пролить свет на темную российскую программу приватизации в 1990-е годы, во время которой небольшая группа бизнесменов с хорошими связями – впоследствии названная олигархами – стала фантастически богатой. Дело также, вероятно, прольет свет на не особо прозрачную связь между деньгами, политикой и властью в России, как во времена бывшего президента Бориса Ельцина, так и в более зловещую эпоху Путина, нынешнего премьер-министра, который планирует вернуться в Кремль в будущем году.

Рабинович заявил судье, что Абрамович и Березовский вместе работали над созданием «Сибнефти» в 1995 году и стали хорошими друзьями.

В состав партнерства входил также бизнесмен Аркадий «Бадри» Патаркацишвили, самый богатый человек Грузии. «Это дело касается двух человек, которые, и это общая позиция, работали вместе над приобретением актива – речь о «Сибнефти» - который сделал бы их настолько богатыми, что это богатство было бы за пределами самых смелых мечтаний большинства людей», - сказал Рабинович. Отношения продолжались до тех пор, пока Путин, которому Березовский помог продвинуться в Кремль, не стал российским лидером.

В процессе создания компании они [Березовский и Абрамович] стали и оставались хорошими друзьями, заявил Рабинович, до тех пор, пока «Березовский, который добился высокого политического статуса в России, не в последнюю очередь посредством контроля за определенными медиаактивами, не поссорился с людьми в Кремле и не был вынужден покинуть родину и начать строить новую жизнь за границей».

Адвокат заявил, что Абрамовичу был оставлен выбор – сохранить верность своему старому другу или «извлечь выгоду из его трудностей». Он сказал, что Абрамович выбрал второй путь, и уведомил Березовского о том, что ему пришлось продать его долю в «Сибнефти» по бросовой цене. Если бы он отказался, то люди в Кремле во главе с Путиным просто экспроприировали бы его долю, предположительно предупредил Абрамович. «Г-н Путин начал воспринимать г-на Березовского как врага», - сказал Рабинович.

Абрамович отрицает, что Березовский или Патаркацишвили когда-либо были его деловыми партнерами. Он настаивает на том, что он был единственным владельцем «Сибнефти», и вдобавок был единственным владельцем доли в «Русале», впоследствии проданной им другому российскому магнату, Олегу Дерипаске. Он говорит, что он просто «нанял» Березовского, ключевую фигуру в окружении Ельцина, для обеспечения политического прикрытия (того, что по-русски зовется «крышей») – которое было жизненно необходимо любому бизнесмену, желающему выжить в беззаконные 1990-е годы.

Как заявляют адвокаты Абрамовича, Березовский предоставлял услуги «в основном, криминальные по своей природе». В их число входило «коррумпированное политическое покровительство» и защита от «чеченских преступных группировок».

Адвокат Березовского признал, что дело было «невероятно сложным». Он сказал, что многие решающие, ключевые соглашения тогда заключались в устной форме, что было самым удобным для шантажистов. Другой уровень сложности проистекает из того факта, что несколько главных действующих лиц тех событий мертвы. Патаркацишвили умер от сердечного приступа в 2008 году, что стало причиной продолжающейся ожесточенной правовой битвы между его родственниками и Березовским.

Между тем, британский юрист Стивен Смит (Stephen Smith), который вел заметки в ходе решающей деловой встречи в грузинской столице Тбилиси, погиб в загадочной катастрофе, разбившись в 2004 году на вертолете. Однако же материала было достаточно для того, чтобы проиллюстрировать то, что Абрамович «убрал» Березовского со сцены, заявил адвокат. Он добавил: «Делу весьма не хватает документов того времени. Но некоторые документы выделяются среди всех остальных как маяки».