Из всех реформ, о которых объявил Дмитрий Медведев во время своего президентства, той, что завоевала наибольшее одобрение со стороны иностранных инвесторов, была программа приватизации, когда неожиданно было объявлено, что Россия приватизирует контрольные пакеты в крупных государственных компаниях.
Даже когда г-н Медведев делал это заявление на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне, многие выражали сомнение в том, что это выполнимо. Распродажа повернет вспять процесс консолидации государственного контроля над стратегическими секторами экономики, который столь внимательно выстраивался во время правления его предшественника Владимира Путина – и г-н Медведев до настоящего времени продемонстрировал мало признаков решимости убрать этот контроль. Но если это произойдет, это трансформирует экономику. Заявляя о том, что доминирование государства в экономике угрожает конкурентоспособности страны, г-н Медведев сказал: «Мой выбор другой. Частное предпринимательство и частные инвестиции должны доминировать в российской экономике».
Сейчас когда г-н Медведев согласился отойти назад, чтобы позволить г-ну Путину работать президентом третий срок, план выглядит еще более неправдопобным. Г-н Путин большую часть своего президентства занимался тем, что укреплял и ужесточал государственный контроль над нефтегазовым сектором, сферой автопроизводства и производством титана. Правда, он провозгласил, что не занимается строительством государственного капитализма, но будет ли он продолжать распродажу госсобственности сейчас или нет – пока неясно, это станет первой большой проверкой его решимости модернизировать экономику, которая страдает из-за неэффективности госсектора, говорят банкиры и аналитики.
В качестве раннего признака сопротивления правительство г-на Путина уже затормозило график продаж. Но Аркадий Дворкович, главный экономический советник г-на Медведева, настаивает на том, что г-н Путин, нынешний премьер-министр, и г-н Медведев находятся в согласии по этому вопросу.
«Программа была одобрена премьер-министром и направлена президенту для его окончательного одобрения», - отмечает он.
Банкиры заявляют, что правительство должно расширить первоначальный план приватизации, который подразумевает получение 32 миллиардов долларов от продажи миноритарных долей в компаниях, таких как Сбербанк, государственный банк сбережений, «Совкомфлот», судоходная компания, и «Русгидро», гидроэнергетическая группа, если оно хочет получить шанс повысить эффективность экономики.
«Целью приватизационного процесса должна быть либерализация экономики и снижение контроля над этими компаниями, например, путем создания по-настоящему независимых советов директоров», - говорит Стивен Хеллман (Steven Hellman), управляющий директор Credit Suisse в Москве. «Использование приватизации для решения проблем бюджетного дефицита потенциально может рассматриваться как акт отчаяния со стороны тех стран, которые борются с проблемами огромного суверенного долга, таких как Греция, например».
Но многие наблюдатели ожидают жесткого сопротивления со стороны более консервативно настроенных членов правительства и союзников Путина, которые извлекли выгоду из государственного контроля над предприятиями при г-не Путине, таких как, например, Сергей Чемезов, глава «Ростехнологий», государственного конгломерата, который получил контроль над «АвтоВАЗом», автопроизводителем номер один в России.
«Одной из причин, почему они очень скептически и с подозрением относятся к мотивам для реформирования, является то, что им приходится иметь дело с результатами приватизации в том виде, в каком она произошла в 1990-е годы», - говорит другой высокопоставленный банкир. «Например, Ростехнологии - это монстр. Но когда они пришли в города этой компании, и… все активы, которые были флагманами советской промышленности, оказались разрушены: все было выдоено, активы были разграблены, люди сидели без работы. Им надо было решать социальные и экономические вопросы», - говорит он. «Их озабоченность заключается в том, что приватизация и частные предприятия не обязательно приводят к светлому будущему. К сожалению, в нашей стране им уже приходилось сталкиваться с такими последствиями раньше».
Но критики утверждают, что государственный капитализм, который пришел на место хаотичных 1990-х, еще более нерасчетлив и расточителен, а новые планы приватизации правительства подразумевают продажу по рыночным ценам и в условиях гораздо большей прозрачности, чем те, что были в 1990-е годы. «Государственное управление – это не управление владельцев, и поэтому они не заинтересованы в эффективности». – говорит Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики и лидер оппозиции.
Г-н Дворкович настаивает на том, что в правительстве превалирует точка зрения, что экономика больше не может извлекать выгоды из усиленной роли государства в ней. «Несомненно то время, когда у нас мог быть какой-то позитивный эффект от более интенсивного государственного участия, уже закончилось», - сказал он.
Споры «в основном идут о скорости процесса. Некоторые уверены, что нам нужно больше времени, чтобы улучшить состояние этих компаний. Но большинство полагают, что мы добьемся этого более эффективным способом уже при частных инвесторах».
Однако в условиях, когда планы продажи миноритарных долей в таких компаниях как Сбербанк или Совкомфлот уже были отложены из-за неурядиц на глобальных рынках, многие уверены, что и более широкая распродажа остается в лучшем случае отдаленной перспективой.