Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обесценивающееся соседство

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАнгела Меркель, Михаил Саакашвили и Ильхам Алиев на учредительном саммите инициативы Евросоюза «Восточное партнерство» в Праге
Ангела Меркель, Михаил Саакашвили и Ильхам Алиев на учредительном саммите инициативы Евросоюза «Восточное партнерство» в Праге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что Варшава сделала все, чтобы второй саммит программы ЕС «Восточное партнерство» прошел в польской столице, ее инициатору не удалось превратить мероприятие в триумфальное шествие. Даже страны-участники не смогли в полном составе предстать на параде, что уж говорить о членах ЕС, которые продемонстрировали разный уровень заинтересованности в этом событии.

Несмотря на то, что Варшава сделала все, чтобы второй саммит программы ЕС «Восточное партнерство» прошел в польской столице, ее инициатору не удалось превратить мероприятие в триумфальное шествие. Даже страны-участники не смогли в полном составе предстать на параде, что уж говорить о членах ЕС, которые продемонстрировали разный уровень заинтересованности в этом событии.

Хотя все внешние факты указывают на то, что дела Евросоюза с с восточными соседями продвигаются не очень хорошо, за кулисами предстает еще более удручающая картина. Программа «Восточное партнерство», запущенная в 2009 году, изначально геополитически ориентирована, она несколько мягче, чем реализуемая при американской поддержке деятельность структур ГУАМ. Это инициатива Евросоюза, использующего технику «мягкой силы» более умело, чем США, реальной (хоть и не обозначенной) целью которой является ослабить российское и укрепить западное (в данном случае европейское) влияние на постсоветском пространстве. Принципиально все поддерживают распространение европейских норм, в то же время большинство не хочет напряженных отношений с Россией из-за стабильного, не угрожающего безопасности, в то же время с точки зрения перспективы однозначно второстепенного региона, зажатого между Востоком и Западом. К тому же политика южного соседства всегда была важнее для ЕС (об этом  свидетельствуют и объемы финансирования), а в свете «арабской весны» значение «Восточного партнерства» еще больше обесценилось. Исходя из всего вышесказанного, занятый своими внутренними проблемами Европейский Союз не предлагает шести странам перспективу членства (три месяца шли споры о том, включать ли вообще в итоговое коммюнике определение «европейский»), и пытается продемонстрировать свою привлекательность мелкими деньгами. ЕС повезло лишь в том, что престиж Европы в этом регионе пока еще сохраняется сам по себе.         
   
Проблематично и то, что не все страны-участники «Восточного партнерства» оценивают программу однозначно позитивно. Для ключевой страны Украины перспективы членства недостаточно, и это при том, что условий евроинтеграции выставлено очень много. Азербайджан, Армения и Белоруссия и вовсе не ставят это своей целью. Таким образом, лишь Грузия и новый любимчик Молдавия полноценно участвуют в проекте. В то же время они еще далеки от системы ценностей ЕС, в то время как важные для этих стран уступки (например, облегчение визового режима) ЕС привязывает именно к этому. И это мы еще не затронули наложившие свой отпечаток на саммит проблемы, такие как суд над Юлией Тимошенко или отношение к Александру Лукашенко.

Осознавая все это, никто не ждал прорыва, в то же время своего рода разочарованием можно назвать тот факт, что саммит продемонстрировал лишь обесценивание значимости восточного соседства. Безрезультатность, показательное отсутствие интереса со стороны «еврограндов» не укрепили амбиции председательствующей Польши в качестве европейской державы среднего звена, уже давно пытающейся поставить регион в центр внимания. В то же время поляки использовали его для того, чтобы за десять дней по парламентских выборов Дональд Туск появился в кругу европейских руководителей.