Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жители Химок встают на пути у дорожных катков

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНулевой цикл строительства новой трассы Москва - Санкт-Петербург
Нулевой цикл строительства новой трассы Москва - Санкт-Петербург
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Движение в защиту Химкинского леса – редкий для России случай. Оно получило поддержку нескольких известных артистов и значительной части местного населения. Более того, борцам за лес даже удалось заставить сомневаться власти.

Жители этого небольшого московского пригорода выступают против прокладки автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, которая должна пройти через расположенный неподалеку лес, и говорят о спекуляции недвижимостью.

Первая платная дорога в России

На деревьях в Химкинском лесу висят иконы, как будто это может защитить их от наступления бульдозеров. Жители этого пригорода Москвы уже два года борются против строительства автомагистрали Москва-Санкт-Петербург. 

Эта длинная бетонная лента должна пройти через аэропорт «Шереметьево» и разгрузить центр российской столицы ценой вырубки множества столетних дубов. И стать первой платной дорогой в России.

Прокладка и эксплуатация магистрали была поручена французской компании Vinci, которая имеет огромный опыт в данной отрасли. Такие дороги Vinci строит по всему миру. Однако в России этот проект уже два года наталкивается на сопротивление части местных жителей.

Палаточный лагерь

Жители Химок (180 000 человек) не согласны с вырубкой 140 гектаров близлежащего леса, через который должна пройти автомагистраль. Около ста горожан постоянно находятся в палаточном лагере. Они сидят там днем и ночью.  

Такое движение – редкий для России случай. Оно получило поддержку нескольких известных артистов и значительной части местного населения. Более того, ему даже удалось заставить сомневаться власти. В августе 2010 года президент Дмитрий Медведев распорядился остановить работы. Тем не менее, в декабре в деле возник новый поворот: премьер-министр Владимир Путин дал указание возобновить строительство. К работе приступили в прошлый четверг. 

Тем не менее, защитники Химкинского леса не теряют надежды. Они по-прежнему здесь, у края грунтовой дороги. Их лагерь теряется в окрестной растительности. Он состоит из нескольких палаток и навесов, которые выглядят сильно изношенными из-за частого использования. 

На лагерь время от времени нападают скинхеды. «Мы вызываем полицию, но она приезжает только три часа спустя и даже не записывает наши показания», - возмущается студент Алексей, который проводит здесь практически все свободное время. Несколько человек в лагере были жестоко избиты. Местный журналист, который обвинил мэра Химок в попытке нажиться на проекте, подвергся нападению и с тех пор парализован.  

Оппозиционеры всех мастей

Так кто же населяет этот лагерь? Обыкновенные россияне, жители Химок. Со временем к ним присоединились несколько активистов-экологов.

Эти люди хотят защитить деревья от нападений тех, «у кого в глазах одни только доллары». «Те, кто хотят построить дорогу, не любят нашу страну, они любят только деньги», - говорит журналистка и блогер Наталья, которая каждые две недели приезжает в этот лагерь уже два года. Патриоты, экологи, левые, простые граждане, взбунтовавшиеся артисты – все они образуют здесь своего рода прибежище для любых протестов.  

Лидер движения, невысокая блондинка Евгения Чирикова даже не думала о политике еще два года назад, когда заметила здесь первые бульдозеры. Она смело бросилась в борьбу, начала собирать подписи под петициями и активизировала местное население. Сегодня она говорит о чудовищной спекуляции с недвижимостью. «Вполне возможно выбрать другой маршрут в обход леса. Однако они упорно стремятся проложить дорогу здесь, чтобы затем построить торговые центры там, где сейчас стоят деревья», - говорит она.

Изменчивая топография

Химки – это небольшой город, который вплотную примыкает к Москве. Здесь, кажется, ничего не меняется еще с советских времен: прямоугольники жилых домов утопают в кронах деревьев, названия улиц отдают дань памяти покойным народным комиссарам. Лес начинается прямо за одним из проспектов, у стадиона «Родина». Местные жители выгуливают там собак и собирают грибы. Тем не менее, и этим местам не чужды перемены. Нувориши строят роскошные особняки на огороженных и охраняемых участках. Другие строят себе более скромные коттеджи, как их называют россияне. Все они соседствуют с традиционными дачами из крашеного дерева. 

Тем не менее, в первую очередь недовольство жителей Химок вызывает даже не сама автомагистраль, а сопутствующий ей гигантский строительный проект. Они убеждены, что лес мало-помалу полностью уничтожат, освободив тем самым место под земельные участки и торговые зоны. Все это, разумеется, в результате нарушений, определить виновников которых как всегда не удастся. Партнер Vinci в строительстве шоссе, миллиардер Аркадий Ротенберг является одним из приближенных Владимира Путина, которому он давал уроки дзюдо. «Доходы от магистрали идут целой цепочке компаний, которая оканчивается на Кипре», - рассказывает Евгения Чирикова.  

Представители Vinci в свою очередь отрицают существование каких-либо еще проектов помимо магистрали. Руководитель российского представительства компании Пьер-Ив Эстрад (Pierre-Yves Estrade) рассказал следующее газете «Коммерсант»: «Очевидно, что если было бы принято решение изменить маршрут, то строительство было бы отложено на долгие годы. […] Изначально предполагалось, что вырубка затронет 144 га Химкинского леса. Сейчас, после оптимизации проекта, эту площадь планируется сократить приблизительно до 100 га».

В лесу же, в стройных рядах деревьев уже появилась прогалина. Срубленные стволы лежат на земле в ожидании погрузчиков. Защитники леса пытаются в очередной раз обратиться в суд и надеются, что в итоге смогут добиться пересмотра проекта. И отчаянно цепляются за свой палаточный лагерь. Останутся ли они здесь на зиму? «Поживем - увидим. Никто не знает наверняка, что произойдет в ближайшие недели, - говорит студент Алексей. - Но если мы не возьмем на себя защиту леса, никто этого не сделает. Поэтому мы останемся здесь так долго как, только сможем».