Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Какая неожиданность! Владимир Путин сообщил на съезде партии «Единая Россия», что он намерен выдвинуть свою кандидатуру на ближайших президентских выборах, которые состоятся в марте 2012 года. Еше один «сюрприз»: правая рука Путина, нынешний президент России Дмитрий Медведев, сообщил, что он обязательно поддержит кандидатуру Путина.
В марте следующего года всех ожидает третий «сюрприз»: президентом России будет избран Владимир Путин. В этом случае он может оставаться на своем посту до 2024 года.
В последние два месяца зарубежные политологи гадали, кто будет следующим президентом России – Путин или Медведев? Уже сама постановка вопроса свидетельствует о наивности иностранных экспертов, об их непонимании глубинных процессов, происходящих в российском обществе. Нет никаких сомнений, что Путин вновь станет президентом России, поскольку именно он был и остается подлинным властителем этой страны с момента вынужденной отставки Бориса Ельцина в декабре 1999 года.
Путин является неоавторитарным правителем, ликвидировавший робкие ростки демократии, формировавшейся в России в 90-е годы. Средства массовой информации взяты в тиски. Потенциальные политические конкуренты устранены. Оппозиционные партии разгромлены весьма оригинальным методом (изощренное сочетание запугиваний и подкупа).
Алчные олигархи, не пожелавшие подчиняться Кремлю, бежали за границу (некоторые нашли себе прибежище в Израиле) или оказались за решеткой. Но, с другой стороны, невозможно игнорировать и тот факт, что Путин спас Россию от государственного развала.
Когда рухнул советский режим, опасность развала грозила и самой России. Не случайно большая часть российских граждан поддерживает Путина и его политику. Он укрепил российскую государственность, остановил разграбление ресурсов страны бандами олигархов и восстановил международный статус России.
Возможно, это звучит не слишком лестно для россиян, но Путин является адекватным ответом на утопические мечты о создании демократического общества в России, в которой отсутствует традиции либерализма, демократической власти, самоуправления, терпимости к иному мнению, плюрализма.
В отличие от других бывших коммунистических стран (Польши, Чехии, Венгрии), которые имели в прошлом гражданское общество и опыт (пусть и ограниченный) парламентской многопартийной демократии, посткоммунистическая Россия не обладала необходимыми характеристиками для перехода к либеральной демократии. Справедливости ради стоит отметить, что и на Западе переход к стабильной демократии продолжался долгие десятилетия.
Единственный опыт реальной демократии в российской истории – это короткий период Временного правительства Александра Керенского с февраля по октябрь 1917 года. И этот режим рухнул из-за слабости гражданского общества в России. Польша, Чехия и Венгрии после 1990 года оказались в ситуации, похожей на российскую: однопартийный режим, полный контроль государства над экономикой, СМИ и системой образования. Сегодня эти страны – современные демократии западного типа – хотя и не без проблем, которые характерны для любого демократического правления. Тот факт, что этого не произошло в России, связан с особенностями ее исторического развития.
Означает ли все это, что Россия навечно обречена жить в условиях авторитарного режима, пусть даже с «человеческим лицом» (таким образом можно определить правление Путина)? Трудно дать однозначный ответ. Время покажет.