Множатся дебаты о том, спишет ли Россия три гигантских атомных ракетных крейсера стратегического назначения класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО – прим.ред.). Без огромных «Акул» с подводным водоизмещением 34 тысячи тонн каждая, или с ними, почти точно то, что российский подводный флот придет в упадок, а это имеет стратегическое значение для Москвы и Вашингтона.
До прошлой недели, как сообщалось, российские военно-морские силы собирались сохранить все три оставшиеся устаревшие «Акулы», построенные в 80-х годах, до 2019 года, укомплектовав их новыми, неназванными ядерными боеголовками.
«У них есть хороший потенциал для модернизации», - заявил адмирал Владимир Высоцкий.
Одна из «Акул» в настоящий момент используется для тестирования новой ракеты «Булава», главного вооружения подлодок класса «Борей», первая из которых начала испытания в 2009 году. Другие две подлодки класса «Акула» содержатся в резерве до тех пор, пока новые ракеты не будут готовы для замены теперь списанных РСМ-52. Ни одна из подлодок не ведет стратегическое патрулирование.
В свете нехватки ракет, а также новых ограничений на ядерное вооружение по договору СНВ-3, ратифицированному США и Россией в прошлом году, источники во флоте сообщили на прошлой неделе, что «Акулы» должны быть списаны или переделаны для грузовых перевозок. Идея использования опасных, дорогостоящих в обслуживании атомных подлодок в качестве танкеров выглядит абсурдной. А вариант со списанием бесполезных «Акул» имеет смысл.
Флот все еще отрицает тот факт, что «Акул» ожидает списание. «Министерство обороны не принимало подобного решения», - заявил официальный представитель. «Подлодки остаются на службе флота».
В лучшем случае подлодки получат новые ракеты и останутся на службе еще на восемь лет. Но даже в этом случае российский стратегический подводный флот неминуемо сократится. Помимо трех «Акул», у флота есть предположительно 11 ракетных атомных подлодок: пять подлодок «Кальмар» (Delta III по классификации НАТО – прим.ред.) конца 70-х годов, шесть подлодок «Дельфин» (Delta IV по классификации НАТО), датируемых началом 80-х годов. Подлодки «Кальмар», скорее всего, не продолжат свою службу после 2020 года.
Россия должна была построить семь подлодок «Борей» между 2006 годом и 2015 годом. Они вместе с подлодками «Дельфин» будут нести подводную службу. Ни одна из них не отправлялась в рабочее плавание в связи с проблемами с ракетой «Булава».
При подобном темпе старые подлодки «Кальмар» будут списаны быстрее, чем «Борей» сможет их заменить. Даже если их сохранят на службе до 2019 года, «Акулы» также могут быть списаны без прямой замены. В течение десятилетия Россия может остаться с шестью рабочими ракетными подлодками.
И это может повредить договору СНВ-3, который предполагает сокращение американского и российского ядерного вооружения до 1550 единиц с каждой стороны, самого низкого показателя за 50 лет, но достаточного для того, чтобы США и Россия оставались главными мировыми ядерными державами.
Большая часть российского ядерного оружия базируется на подлодках. Без дополнительных ракетных подлодок «сила, ради которой они так долго договаривались, исчезнет», считает Оуэн Коут-младший (Owen Cote, Jr.), аналитик в Массачусетском технологическом институте. «Они должны что-то сделать, чтобы изменить ситуацию с подводными лодками, хотя бы по этой причине».
Но пока нет ясного средства для решения проблемы постоянного сокращающегося подводного флота.