Владимир Путин, объявивший неделю назад, что он в следующем году вернется на президентский пост, изложил свой грандиозный проект по возвращению бывших советских республик в союз с Россией.
Путин предлагает создать «Евразийский союз» - блок, который сможет укрепить влияние России на мировой арене. Это предложение со стороны человека, однажды назвавшего крушение Советского Союза «крупнейшей геополитической катастрофой 20 века», заставляет думать о наличии у российского премьер-министра имперских амбиций.
В своей статье, опубликованной во вторник в газете «Известия», Путин предполагает, что Евразийский союз может возникнуть на основе таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном.
«Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу», - пишет он. По его словам, он ожидает, что к союзу также подключатся Таджикистан и Киргизия.
Ожидая, что критики будут обвинять его в попытках восстановить Советский Союз, Путин добавляет: «Речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе — это веление времени».
«Нам досталось большое наследство от Советского Союза — это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития — в наших общих интересах», - пишет он.
Путин создал множество международных структур во главе с Москвой, нацеленных на восстановление мощи, которую Россия потеряла с распадом Советского Союза. В последние годы он фокусировался на экономической интеграции и боролся за то, чтобы бывшие советские республики приняли рубль в качестве региональной валюты.
В 2009 году Россия вступила в таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. В следующем году этот союз должен превратиться в «единое экономическое пространство», в котором не будет барьеров для передвижения капиталов и рабочей силы.
Евразийский союз стал бы следующим шагом на этом пути, считает Путин.
«Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира», - говорится в его статье.
Это будет трудной задачей. В прошлом году, по данным Международного валютного фонда, ВВП Европейского союза составлял в общей сложности 16 триллионов долларов, а ВВП Содружества независимых государств – неформального объединения бывших советских республик за вычетом Прибалтики – всего 1,9 триллиона долларов. При этом Путин специально подчеркнул, что его Евразийский союз – это открытый проект, и что никого не будут «торопить или подталкивать».
Одновременно он допустил слабо завуалированный упрек в адрес Украины, которая продолжает стремиться к интеграции с Евросоюзом вместо того, чтобы укреплять связи с Россией.
«Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору», - заметил Путин.
«Считаю, что это ложная развилка. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов».
Тем не менее, два остальных члена таможенного союза, на основе которого предполагается создавать Евразийский союз, нередко критикуются за недостаток демократии. Белоруссию напрямую называют «последней диктатурой в Европе».
Эта статья стала первым заявлением Путина по внешней политике с того момента, как он объявил, что собирается в следующем году снова стать президентом. Потенциально он может возглавить страну на 12 лет.
По словам главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, «примечательно, что Путин решил начать именно c такого заявления».
«За этим проектом стоит в первую очередь экономическая логика, что отличает его от предыдущих попыток, которые были либо политическими, либо сугубо формальными, направленными на демонстрацию российского лидерства».
Эта идея также, возможно, свидетельствует о разочаровании России в связи с продолжающимися уже 18 лет попытками вступить во Всемирную торговую организацию, считает Лукьянов. «Таможенный союз до некоторой степени был ответом Путина на многолетние бесплодные переговоры по ВТО – если глобальная интеграция для нас недоступна, мы перейдем к региональной».