Сегодня в Стокгольме без особой шумихи проходит заседание арбитражного суда, которое может серьезно пошатнуть положение французской нефтяной компании.
На синем бланке повестки в суд все говорит о возможной катастрофе для Total. Этим утром в Стокгольме французский нефтяной гигант узнает, приговорят ли его к выплате штрафа в 125 миллиардов евро. Такую сумму потребовали в международном арбитражном суде администрации Саратовской и Волгоградской областей России.
Предмет этой необычайной тяжбы: неисполнение условий старого договора о разведке и добыче нефти, который был подписан еще в 1992 году, когда Total еще называлась Elf, а ее президентом был Лоик Ле Флош-Прижан (Loik Le Floch-Prigent).
Спор поистине астрономических масштабов, участники которого предпочитают хранить странное молчание. И не без причины. Будущее «постановление» - сильнейшая головная боль для Total. По словам судьи, до настоящего времени еще ни один иск о возмещении ущерба, даже в США, не достигал таких невероятных объемов.
История очень проста. В 1992 году в Elf решили, что нашли великолепную жилу черного золота в переживающей процесс «десоветизации» России. Компания попыталась выбить себе разрешение на разработку нефтяных месторождений в Саратовской области (750 километров от Москвы).
Тем не менее, добиться чего-то в бывшем СССР оказалось не так-то просто. Лоик Ле Флош-Прижан нашел посредника, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Им стал Андре Гельфи (André Guelfi), человек, которого несколькими годами позднее прозвали «Деде-сардина». В тот момент Гельфи занимал пост президента Coq Sportif. У него были связи в Олимпийском комитете России и даже в Кремле, в результате чего он очень быстро добился выдачи всех нужных бумаг. Договор был подписан. Но потом о нем просто забыли.
Здесь и берет начало нынешняя тяжба. У Elf в тот момент были другие приоритеты, и он в итоге так и не занялся реализацией контракта. В 2003 году Лоика Ле Флош-Прижана приговорили к 30 месяцам тюрьмы строгого режима и двум миллионам штрафа. Российский нефтяной эльдорадо стал наименьшей из проблем компании. Затем Elf превратился в Total.
Тем не менее, девять лет спустя дело снова всплыло на поверхность. Настоящая сумасшедшая история, которая может подняться на государственный уровень. Здесь снова появился бизнесмен из Ниццы Пьер Рейно (Pierre Reynaud), чье имя пестрело на первых полосах всех газет Лазурного берега во время нашумевшего дела о паркинге Sulzer, серьезно омрачившего жизнь бывшему мэру Ниццы Жаку Пейра (Jacques Peyrat).
Вчера мы попытались связаться с ним через его адвоката, однако он отказался дать комментарий. Долгое время в Total были уверены, что невероятные требования в 125 миллиардов долларов останутся без продолжения, однако не смогли избежать стартовавшего в Швеции международного разбирательства.
Перед тем, как попасть в Швецию, оба лагеря уже успели обменяться ударами. Так, российские регионы подали иск об отказе от выполнения условий соглашения, тогда как Total ответил обвинением в попытке мошенничества.
По обоим обвинениям в настоящий момент ведется следствие, и ни одно из них до си пор не дошло до суда.