Этого стоило ожидать.
Вчера в Совете Безопасности ООН Россия и Китай наложили вето на представленную Францией и другими государствами резолюцию с критикой репрессий в Сирии.
По общему мнению, Китай не хочет в одиночку выступать против Запада по вопросам, которые не относятся к его зоне влияния. Если бы Москва не решила проголосовать против, Пекин, вероятно, бы воздержался.
Почему Россия решилась пойти на столкновение по сирийской проблеме?
Для этого есть по меньшей мере шесть причин.
1. У российской дипломатии сложилось впечатление, что в марте этого года ее одурачили на голосовании по резолюции, которая дала зеленый свет авиаударам в Ливии во имя ответственности по защите мирного населения. Как считает Москва, Запад превысил прописанные в ооновском мандате постановления в своем стремлении свергнуть Каддафи. Она не хочет, чтобы подобное случилось с Башаром Асадом.
2. В нынешнюю эпоху кризиса и урезания социальных расходов Кремль в немалой степени опасается народного восстания. Отказавшись поддержать резолюцию, он тем самым дал понять россиянам и всему миру, что будет решать внутренние проблемы, как ему вздумается.
3. Россия – крупнейший поставщик оружия в Сирию (войска подавляют мирные манифестации танками российского производства). И хочет продолжить сотрудничество. Ей также нужно сохранить недавно переоборудованную морскую базу в Тартусе, которая является последним оплотом российского флота на Средиземном море.
4. Отказавшись даже от устной критики в адрес Сирии, Россия подала сигнал другим диктатурам: Ливия была всего лишь исключением, правящий клан в Москве продолжит вести с вами дела и не даст вам рухнуть.
5. Путин, который публично выразил недовольство решением Медведева воздержаться на голосовании по Ливии в Совете безопасности, сообщил своим коллегам, что теперь он снова держит в своих руках бразды российской внешней политики.
6. Россия утверждает, что даже если бы она и Китай не воспользовались бы на этот раз своим правом вето, резолюцию удалось бы принять разве что впритык (9 голосов против 6, минимальное большинство) и без голосов крупнейших развивающихся стран (Южная Африка, Индия и Бразилии предпочли воздержаться).