Евросоюз не занимается вопросом урегулирования карабахского конфликта в рамках «Восточного партнерства», однако это не означает, что представителям Нагорного Карабаха запрещено участвовать в конференциях Европейского движения. Об этом сообщил глава Европейского движения Диего Пинто на пресс-конференции в Ереване.
В свою очередь, комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле заявил, что «Евросоюз будет постепенно увеличивать свою роль в решении проблем региональных конфликтов, таких как Нагорных Карабах или Приднестровье». Он сказал, что «мы начинаем процесс программы восстановления доверия в этих регионах и будем брать на себя более серьезную роль в решении этих проблем».
20-21 октября в Ереване пройдет конгресс Международного европейского движения, в котором примет участие Кэтрин Эштон. До этого, в последних числах сентября, в Варшаве состоялся саммит «Восточного партнерства» ЕС. А в начале октября Армению в рамках южно-кавказского турне посетит президент Франции Николя Саркози.
Армянские и азербайджанские эксперты уже говорят о том, что основное бремя карабахского урегулирования будет переведено из Москвы в Брюссель. При этом, формат и логика урегулирования могут претерпеть существенные изменения. Если сейчас речь идет о политическом урегулировании, территориальных уступках, военном балансе, возвращении беженцев, признании независимости, заключении мирного договора, что может вызвать в регионе резкие трансформации, то новый формат предполагает более мягкие, обволакивающие методы.
Первым признаком перехода к новому формату может стать непосредственное представительство ЕС в Карабахе. Если даже не будет открыт официальный офис, непременно появится своеобразный «штаб», через который будет осуществляться политика Евросоюза.
На этом фоне примечательно звучат заявления о том, что процесс признания Нагорно-Карабахской Республики может происходить не только в виде специальных деклараций, но и визитов на государственном уровне, налаживания отношений. Официальное признание весьма важно, но если Карабах посетит официальное лицо крупного государства или же ЕС заключит прямой контракт с властями НКР, а Бако Саакяна примет, скажем, Барак Обама, это возымеет не меньшее значение.
Активизация ЕС по карабахской проблеме может быть обусловлена не только желанием вовлечься в процесс урегулирования, но и целым букетом других задач. Скажем, уменьшение влияния России в регионе и «разворачивание» Армении на Запад. Кроме того, участие ЕС в карабахском урегулировании может стать хорошим рычагом для сдерживания амбиций Турции и Азербайджана. Брюссель с таким рычагом может заставить Баку даже подписать контракты по Набукко. Задач масса, но это задачи ЕС, и Карабаху следует четко сформировать свою повестку отношений с Европой. Многие из задач ЕС вполне устраивают и Карабах, но Европа должна относиться к Карабаху как к равноправному партнеру, с которым все вопросы решаются путем согласования, а не принуждения и, тем более, милостыни.
Интересно, посетит ли Саркози Карабах во время нынешнего визита? Человек он эксцентричный, так что, такое вполне вероятно в логике происходящих трансформаций. Иначе первым в Карабах может приехать Ахмадинежад – тоже личность эксцентричная.