Российские спецслужбы сообщили о задержании гражданина Китая, подозреваемого в шпионаже, который выдавал себя за переводчика, разведывая информацию о зенитно-ракетном комплексе.
Человек под именем Тун Шэнюн (Tun Sheniyun) был задержан 28 октября прошлого года агентами Федеральной службы безопасности, сообщило агентство РИА Новости, цитируя заявление службы.
Непонятно, почему ФСБ решила обнародовать факт ареста в среду, всего за неделю до официального визита премьер-министра Владимира Путина в Китай.
Подозреваемый шпион действовал «под прикрытием должности переводчика официальных делегаций», гласит заявление.
Он «предпринимал попытки получения от российских граждан за денежное вознаграждение технологической и ремонтной документации по зенитно ракетному комплексу С 300, содержащей государственную тайну», сказано в заявлении.
Прокуроры отправили дело в суд во вторник, сообщается в заявлении. Туну грозит обвинение в попытке шпионажа.
В прошлом году Россия предоставила Китаю 15 зенитно-ракетных комплексов С-300, популярного еще с советских времен экспорта, в рамках соглашения, которое было подписано несколькими годами ранее. Тем не менее, недавно Пекин обратился к использованию более современных систем.
Двухдневный визит Путина в Китай начнется в следующий вторник и станет первой заграничной поездкой с момента объявления о его планах вернуться на пост президента России в следующем году.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, аналитического центра по вопросам обороны в Москве, заявил: «Китайцы пытаются скопировать эти комплексы незаконно. Они пытались скопировать целую серию нашего вооружения».
«Они пытаются клонировать С-300 для обслуживания своих интересов, а также с целью экспорта. Как я понимаю, не все у них получается. Скорее всего, они хотели получить дополнительную документацию, чтобы лучше справиться с реверсивной технологией».
В опубликованном на этой неделе отчете Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ) говорится, что российско-китайские отношения становятся более напряженными в связи с растущим международным значением Китая.
«В ближайшие годы, несмотря на то, что отношения на дипломатическом уровне останутся близкими, главные основы партнерства последних двух десятилетий - военное и энергетическое сотрудничество - разрушаются», - считают в СИПРИ. «В результате этого значение России для Китая будет продолжать снижаться».
Считается, что, несмотря на то, что более 90% импорта вооружений в Китай между 1991 годом и 2010 годом приходило из России, объем импорта резко сократился за последние пять лет».
Отчасти это произошло в связи с развитием собственной военной промышленности в Китае и из-за того, что Россия не смогла ответить на новые требования развивающейся Народно-освободительной армии Китая, считает доктор Пол Холтом (Paul Holtom), директор программы СИПРИ по трансферу вооружений и один из авторов доклада.
Но это также отражает диверсифицированный круг потребителей российского оружия, что позволило России более жестко вести переговоры с Китаем, особенно учитывая беспокойство в отношении того, как Китай будет использовать свои покупки.
«Россия не желает предоставлять Китаю современное оружие и технологии в связи с опасениями, что Китай скопирует российские технологии и будет конкурировать с Россией на международном рынке вооружений», - считает Холтом.
«Природа отношений трансфера оружия будет все больше охарактеризована конкуренцией, а не сотрудничеством».
На содержание и обновление техники приходится 10% трансферов российского оружия, что означает, что россияне не желают делиться соответствующей документацией, сообщил он.
Но Китай также обеспокоен тем, что некоторые закупаемые им технологии не всегда в хорошем состоянии.
В Министерстве иностранных дел Китая ситуацию не прокомментировали.
В начале года украинские власти осудили российского гражданина на шесть лет, заявив, что он воровал военные секреты для продолжения развития программы китайских авианосцев.
За последние два года представители российской таможни также задержали двух китайских граждан за попытку провести через границу запчасти для российского истребителя.