Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кремль не ужесточает политику своим вето по Сирии

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСмог в Москве
Смог в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия поддержала новые санкции ООН по Ирану. Она воздержалась во время голосования о введении запрета на полеты авиации в Ливии. И она решительно наложила вето на выдвинутую Западом резолюцию с осуждением подавления протестов в Сирии.

Россия поддержала новые санкции ООН по Ирану. Она воздержалась во время голосования о введении запрета на полеты авиации в Ливии. И она решительно наложила вето на выдвинутую Западом резолюцию с осуждением подавления протестов в Сирии.

Решение Москвы воспользоваться во вторник своим правом вето в Совете Безопасности ООН разозлило Вашингтон и его союзников, вызвав вопросы о том, не намерен ли Кремль проводить более жесткую внешнюю политику в преддверии президентских выборов, на которых, как ожидается, победит воинственный премьер-министр Владимир Путин.

Но аналитики заявили в среду, что кажущееся ужесточение позиции России в отношении резолюций ООН, направленных против ее союзников - которые, кстати, являются крупными покупателями российского оружия – в основном сигнализирует о возвращении Кремля к своей прочно установившейся линии поведения.

В Москве Министерство иностранных дел в ответ на критику по поводу вето объявило о своем решении принять в октябре две делегации сирийской оппозиции, а также осудило репрессивные меры президента Башара Асада, назвав их «неприемлемыми».

Министерство также повторило звучавшую ранее критику в адрес западных держав по поводу того, что они воспользовались решением России воздержаться при голосовании по Ливии для нанесения авиаударов, которые помогли свергнуть правительство Муаммара Каддафи.

«Мы с самого начала предупреждали, что попытки превратить произошедшее с резолюцией ООН по Ливии в модель для действий западной коалиции – НАТО – абсолютно неприемлемы», - заявил журналистам официальный представитель министерства Александр  Лукашевич.

Объявляя о предстоящих визитах оппозиции, Лукашевич заявил, что Россия не является «адвокатом» режима Асада, отметив при этом, что российская озабоченность по поводу составленной европейцами резолюции по Сирии была «многократно проигнорирована».

Россия и Китай вместе воспользовались своим правом вето в Совете Безопасности, чтобы заблокировать принятие резолюции, предложенной Британией, Францией, Германией и Португалией. Они заявили, что данная резолюция носит односторонний характер и похожа на ультиматум.

Европейские страны ответили, что сделали все возможное, дабы подготовить приемлемый для России проект, отказавшись от всяких ссылок на санкции, исключив возможность применения силы и призвав «все стороны» отвергнуть насилие.

Это двойное вето побудило представителя США в ООН Сьюзан Райс осудить «дешевые уловки тех, кто предпочитает продавать оружие сирийскому режиму вместо того, чтобы выступить на стороне сирийского народа».

Министр иностранных дел Британии Уильям Хейг. выступая в среду на партийном съезде с речью, обвинил Россию и Китай в том, что они «стали на сторону жестокого режима».

Последний раз Россия и Китай совместно использовали право вето в 2008 году, воспротивившись принятию санкций против Зимбабве.

Кремлевский представитель Алексей Павлов, с которым удалось связаться по телефону, подтвердил озабоченность, высказанную во вторник российским постпредом в ООН Виталием Чуркиным по поводу того, что резолюция по Сирии «основана на философии конфронтации», и не призывает сирийскую оппозицию дистанцироваться от «экстремистов» и начать переговоры.

По словам аналитиков, Россия следует своей обычной линии во внешней политике после «странного и нетипичного» решения воздержаться при голосовании по Ливии.

«То, что Россия сделала в Ливии, было исключением, - сказал главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – Увидев, как быстро запрет на полеты авиации превратился в полномасштабные военные действия, она твердо и решительно вернулась к своей линии, направленной на предотвращение всего того, что может привести к непреднамеренным последствиям».

Россия и Китай 17 марта вместе воздержались при голосовании по резолюции 1973, которая открыла дорогу военным действиям против Ливии.

Путин немедленно обвинил НАТО в том, что она воспользовалась решением России воздержаться для начала «крестового похода» против Ливии. Это его заявление вызвало резкую отповедь со стороны Дмитрия Медведева, который как президент отвечает за внешнюю политику, а также спровоцировало появление слухов о расколе в рядах правящего тандема. Путин в конце сентября объявил о том, что планирует баллотироваться в президенты на мартовских выборах 2012 года.

Очевидно, Ливия была лишь «тактическим» отклонением от давно уже действующей внешнеполитической доктрины, которая выступает против любого рода революций, сказал аналитик Павел Баев из Международного института исследований проблем мира в Осло. «В тот момент была определенная нервозность и страх, что они поддержат проигрывающую лошадь, если противопоставят себя восстанию против Каддафи», - заявил он по телефону.

По его словам, упорство Каддафи могло убедить Кремль в том, что падение режима Асада не является неизбежным, а также заставило его вернуться к своей железной политике, которая гласит, что «все революции это зло».

«Россия заинтересована в создании контрреволюционного альянса с Китаем и некоторыми ближневосточными монархиями, - отметил Баев. – А с этой точки зрения ее больше беспокоит позиция Турции, чем критика со стороны Европы или США».

Граничащая с Сирией Турция объявила в среду, что введет односторонние санкции, несмотря на вето.

У России были также мощные своекорыстные причины для противодействия смене режима в Сирии, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Тимофей Бордачев.

«Отношения России с Сирией Башара Асада намного ближе, чем были ее отношения с Ливией при Каддафи», - отмечает он.

Среди прочего, в сирийском порту Тартус размещается единственная российская военно-морская база на Средиземном море, причем единственная за пределами территории бывшего Советского Союза.

Между ними также существуют крепкие финансовые связи.

Российское посольство в Дамаске сообщает, что экспорт в Сирию в 2010 году составил 1,1 миллиарда долларов, а инвестиции в эту страну в 2009 году оценивались в 19,4 миллиарда долларов. Среди работающих там компаний «Татнефть» из Татарстана, которая в апреле 2010 года начала добывать сирийскую нефть в рамках совместного предприятия с национальной нефтяной компанией Сирии. Татнефть заявила в январе, что потратит 12,8 миллиона долларов на бурение разведочных скважин возле иракской границы.

Есть и другие соглашения: с компанией по строительству газовых объектов «Стройтрансгаз», с подразделением Уралмаша «Нефтегазовое буровое оборудование», которое экспортирует свою технику в Сирию вот уже 14 лет, а также с инженерной компанией «Совинтервод», связанной с Сирией еще с советских времен.

Несмотря на российские опровержения, Райс была права, когда говорила о контрактах на поставку оружия.

Согласно сообщению журнала Moscow Defense Brief, между Россией и Сирией действуют контракты на поставку оружия на общую сумму более 4 миллиардов долларов. Среди поставляемой техники истребители МиГ-29, зенитные комплексы «Панцирь», артиллерийские системы и противотанковое оружие.

Государственная компания по экспорту вооружений «Рособоронэкспорт» жалуется на то, что из-за восстания в Ливии она потеряла 4 миллиарда долларов на продажах оружия. Когда Россия в июне 2010 года одобрила резолюцию ООН о введении новых санкций против Ирана, это стоило ей весьма выгодного контракта с Тегераном на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300.