Сан-Франциско. – "Никто не хочет умирать", - сказал Стив Джобс в своей впоследствии получившей широкую известность речи в Стэнфорде. «Даже те, кто хочет попасть в рай, не хотят умирать для того, чтобы туда попасть.
И тем не менее, смерть – это то, к чему мы все придем. Никому не удалось этого избежать. И именно так все и должно быть, потому что смерть, вероятно, - лучше изобретение жизни. Это источник изменений жизни, фактор перемен. Она расчищает старое, чтобы дать дорогу новому».
Эти мудрые, ироничные слова Джобс произнес лишь за год до того, как он приблизился и познакомился с идеей о смерти, узнав в 2004 году, что болен редкой формой рака поджелудочной железы. В среду, семь лет спустя, он наконец прибыл туда, «куда мы все идем».
Прежде всего, уход Стива Джобса это невероятно печально. Однако помимо сырых, смешанных чувств в эти первые моменты после известия о его смерти, еще одна возникающая эмоция это ощущение безоговорочной несправедливости.
Козыри в рукаве
В 56 лет Стив Джобс, сооснователь Apple, успел дать миру намного больше, чем большинство людей могли вообще когда-либо мечтать, - и в рукаве у него наверняка были еще козыри. И осознавать это невероятно досадно.
Не имеющий себе равных среди бизнес-гигантов своего поколения, и мало среди иных поколений, он выпускал не просто продукты-хиты, но трансформационную продукцию – снова и снова, сквозь отрасли и время.
Секрет его успеха, ключ к тому, почему его смерть оплакивается как гибель скорее поп-звезды, чем главы компании, и главнейшая причина того, почему его преждевременная кончина – крайне несправедлива, одни и те же: его продукция была отполированным отражением одержимости ощущениями покупателя, потребительским опытом.
Постоянным признаком всех продуктов, к которым он приложил свою руку за четыре десятилетия – от Макинтоша и ряда блокбастеров студии Pixar до линейки айподов, айфонов и айпадов - было почти невротическое внимание к малейшим деталям. А в сфере технологий он настаивал на не имеющем себе равных акценте на практичности, потребительским свойствам, юзабилити, на изобретении интуитивных, простых для понимания способов взаимодействия с устройствами, которые, вышедшие из-под рук иных, зачастую заставляют нас рвать на себе волосы.
Это была своего рода форма уважения - в отрасли, которая слишком часто придает дизайну своей продукции покровительственный, снисходительный тон: мы создаем фантастические устройства, и, если вы не можете с ними разобраться, то вы идиот, не достойный нашего инженерного гения. Потребители справедливо отвечают на такое обращение отсутствием привязанности к одному бренду.
Легион поклонников Apple
Продукция Apple, напротив, добилась такого уровня потребительской лояльности, который редко можно наблюдать в сфере электронной аппаратуры – или где-либо еще. В мире легионы поклонников Apple, которые страстно пожирают новости о продукции, выбривают логотип Apple себе на голове и пережидают ночь в магазине с целью успеть первыми в очереди за новым товаром.
Чтобы не превращать Джобса в бога или святого, стоит отметить, что деятельность его была очень нацелена на получение прибыли. Он был вознагражден за свои усилия и таланты большим количеством денег и славы.
Однако все, что он говорил и делал, доказывало, что им двигало не стремление к славе. Он был перфекционистом в поисках совершенства и, тут уж нам повезло, он делал это в наших интересах. Даже когда он выступал в роли жесткого, требовательного босса, коим его считали, он обычно это делал на службе у лучшего результата.
Или, как в среду сказал его коллега: «Даже когда он был говнюком, он, по крайне мере, был говнюком ради меня».
К счастью, удивительный успех Apple вынудил многих в отрасли последовать его примеру, начать вдумчиво относиться к пользовательским интерфейсам и равным образом заботиться о том, чтобы в случае надобности удалять какие-то свойства, а не только добавлять новые. Отметьте шлифованный алюминий на ноутбуках у конкурентов, обратите внимание на детали смартфонов на Андроиде.
Что теперь?
Итак, встает волнущий вопрос: что случится с технологической индустрией без направляющей силы Стива Джобса? Кто без него спасет ее от самой себя?
Как сказал Джобс в Стэнфорде, смерть «расчищает старое, чтобы уступить дорогу новому».
Это стоит понимать как вызов, брошенный нам очень серьезной фигурой в технологической отрасли. Если Стив Джобс был "старым", если он должен был "уступить дорогу чему-то новому", пожалуйста, постарайтесь так, что бы это новое было его достойно.