Уинстон Черчилль говорил, что «Россия это загадка, завернутая в тайну, помещенная внутрь головоломки». Но даже если это правда, то является ли это причиной для того отношения, которое Запад демонстрировал по отношению к России со времен окончания холодной войны? Хорошим примером, который, что называется, под рукой, является то отчаяние, порой на грани сердечного приступа, которое западные политические комментаторы демонстрировали в связи с решением Владимира Путина избираться в президенты еще раз.
Лично я не думаю, что это хорошая идея, потому что она играет на руку долгой практике автократии в Росси. С другой стороны, во Франции президентский срок составляет пять лет и нет ограничения по количеству этих сроков. В Британии нет ограничения по числу сроков. В США семья Бушей играет такую роль, какую редко можно было встретить в анналах демократии. Отец и сын были президентами вместе в общей сложности в течение двенадцати лет. И легко могли бы быть и 16, если бы при Джордже Буше-старшем лучше были бы дела в экономике, и могло бы этих лет быть тоже 16 или даже 20, если бы его второй сын, бывший губернатор Флориды, решил выдвигаться на выборах будущего года, а такая вероятность, как он более чем прозрачно намекал, вполне существовала. (Мы должны добавить, что многие наблюдатели уверены, что семья Бушей и ее сторонники немного намухлевали с результатами во Флориде, чтобы обеспечить избрание Джорджа Буша-младшего).
Конечно это все из разряда «если бы». Но точно такие же и прогнозы о том, что Путин может быть у власти еще 12 лет, потом уйти на 6 лет, предположительно, занимаясь в это время рыбалкой и ездя на лошадях, а потом отработать еще 12 лет. Много чего может произойти, чтобы период путинского правления закончился задолго до того - перенапряжение, усталость, катастрофический разворот в экономике, если цены на нефть упадут на фоне роста производства сланцевого газа в Северной Америке, или перед электоратом возникнет новое молодое и харизматичное лицо (типа Барака Обамы), которое сможет говорить в разы лучше, чем утомительный Путин.
Таким образом, вывод должен быть таким: мы сами делаем Россию более загадочной, чем она есть на самом деле. Действительно, истории взаимоотношений России и США уже больше двухсот лет. В XIX веке, было бы справедливым сказать, Россия и Соединенные Штаты были самыми близкими друзьями. Россия выступала на стороне Севера в годы гражданской войны в США, даже посылала военные корабли, чтобы помешать Англии и Франции поддерживать конфедератов. Только в первые годы XX века уровень отношений начал ослабевать. Когда японцы атаковали российский флот в 1904 году, США объявили о своем нейтралитете, к большому огорчению России. Рост масштабов преследования евреев также подпортил ситуацию. Но в 1914 году Россия вступила в войну на стороне Соединенных Штатов и Великобритании, и повторила это и во Второй мировой войне. (Большинство историков полагают, что российская армия сделала больше для победы над Гитлером, чем армии Запада). Конечно, США ненавидели ленинскую революцию, и отказывались признать правительство большевиков в последующие двадцать пять лет после его появления.
Тем не менее США и Россия никогда не доходили до столкновений, даже во времена холодной войны. Ни одного выстрела не было сделано друг в друга за всю долгую историю отношений.
Если кто-то хочет применить наблюдение Черчилля к реальной жизни, то оно скорее годится для объяснения политики президента Билла Клинтона. Которая по-прежнему остается чем-то вроде загадки или головоломки. Клинтон пришел к власти словно везунчик, как у нас говорят, «с серебряной ложкой во рту», по крайней мере в том, что касается внешней политики, оставленной ему в наследство президентом Джорджем Бушем-старшим. Дружба периода после холодной войны развивалась безукоризненно. Президент Михаил Горбачев рассматривался как друг, а не как враг, а его внешняя политика, как было сформулировано в уверенной и виртуозной речи в ООН, считалась вдохновляющей и одухотворенной. Ядерному разоружению был отдан приоритет обеими сторонами.
Но Клинтон во время своего пребывания на посту главы Белого дома не сделал практически ничего на фронте разоружения, а затем, без какой-либо поддержки со стороны внешнеполитического истэблишмента и в нарушение торжественного обещания, данного Горбачеву США и Западной Германией, решил продвигать идею предоставления восточноевропейским странам членства в НАТО.
Не было какой-то большой стратегии в этом шаге Клинтона. А было обратное. Это вызвало удивление в народе, а также и в России. Единственным объяснением этому могут служить жесткие выборы, в преддверии которых Клинтон хотел добиться привлечения на свою сторону польских, чешских и других восточноевропейских голосов среди иммигрантов Америки. В итоге пришлось заплатить огромную цену, и отношения превратились из хороших в плохие. Президент Барак Обама усиленно пытался изменить атмосферу. Но все это оставило глубокий след на Путине. Возможно, долгое время (хотя кто знает, как долго Путин будет править) Соединенным Штатам придется проклинать тот день…
Джонатан Пауэр (Jonathan Power) - давний и опытный комментатор по внешнеполитическим вопросам