Представьте себе такую картину: безденежное украинское правительство понимает, что оно не может себе позволить покупать нефть по 100 долларов за баррель, и в итоге начинает добиваться от Саудовской Аравии, чтобы она продавала Украине нефть по 80 долларов за баррель. Может ли такое произойти? Киев просто засмеют и будут продавать нефть другим странам.
Однако фактически именно такие требования Украина сейчас выдвигает «Газпрому» - российскому энергетическому гиганту. Главное различие заключается в том, что нефть можно доставлять супертанкерами по самым разным маршрутам, в то время как российский газ – за вычетом сжиженного природного газа с завода, построенного в рамках проекта Сахалин-2, – может транспортироваться по трубам только в определенном направлении.
Так как газопровод проходит по территории Украины, транзит российского газа зависит от этой страны. Транзитная монополия, принадлежащая Украине, - это единственная причина того, что цена, которую Киева платит Москве за газ, вообще остается предметом переговоров.
Однако сейчас эта монополия подходит к концу. Недавно запущенный газопровод «Северный поток» проходит через Балтийское море и связывает месторождения газа в российской Арктике с севером Германии, избавляя Россию от полной зависимости от Украины в вопросах экспорта газа в Европу.
Напряженность между Москвой и Киевом по поводу газовых цен продолжает нарастать. В 2009 году Юлия Тимошенко, в то время бывшая украинским премьер-министром, подписала контракт, который обязывает Украину платить по 388 долларов за 1000 кубометров.
Президент Виктор Янукович хочет снизить эту цену до уровня той цены, которую платят немцы минус 70 долларов за транзит. В июле российский газ на германской границе стоил 403 доллара. Если из этой цены вычесть транзитный тариф, получится, что Янукович хочет платить по 333 доллара за 1000 кубометров.
Киев недоволен подписанным Тимошенко контрактом, считая его несправедливым – и не без причины. После того, как контракт был подписан, цены на газ упали, а предъявленное Тимошенко обвинение в том, что она, подписывая договор, превысила свои полномочия – она не обратилась за одобрением в парламент, хотя действовать самостоятельно была не уполномочена, – по-видимому, оправданно, если верить мнению самих украинцев.
Глава украинской национальной газовой компании «Нафтогаз Украины» Евгений Бакулин 5 сентября заявил, что он считает справедливой ценой 230 долларов за 1 000 кубометров – еще меньше, чем 333 доллара, о которых говорит президент Янукович.
Однако «Газпром» утверждает, что Украина уже сейчас платит за газ меньше, чем покупатели в Западной Европе. Это весомый аргумент, так как газ – это сырье, за которое следует платить по рыночным ценам. В свое время Запад не просто поощрял новые постсоветские государства переходить к свободно-рыночной модели – он настаивал на этом. В 1990-х годах Соединенные Штаты даже отказали России в статусе страны с рыночной экономикой (что сказывалось на торговых пошлинах), потому что Россия взимала за газ недостаточно высокую цену. Теперь она взимает столько, что ее обвиняют в притеснении соседа.
Борьба, шедшая много лет, попала на первые страницы газет в 2006 году, когда Россия в Новый год отключила Украине газ за неуплату. Как пишут журналисты, борьба продолжилась, и в 2008 году Украина цинично прекратила поставки в некоторые из европейских стран, чтобы оказать давление на Россию.
Все изменил трубопровод «Северный поток», построенный удивительно быстро по меркам российских инфраструктурных проектов. «Газпром» заявил, что он в этом году, как ожидается, экспортирует в Европу в общей сложности от 155 до 158 миллиардов кубометров газа. Пропускная способность первой ветки «Северного потока» - 27,5 миллиарда кубометров. Вторая ветка, которая будет завершена к следующему году, позволит довести пропускную способность газопровода к следующей зиме до 55 миллиардов кубометров. Таким образом, Россия сможет транспортировать в обход Украины уже треть газа, который она экспортирует в Европу.
Российский вице-премьер Игорь Сечин уже сейчас говорит о третьей ветке трубопровода. Если она будет построена, это будет значить, что уже к 2015 году «Северный поток» сможет транспортировать 75% газа, который сейчас идет через Украину.
Предчувствуя худшее, «Нафтогаз Украины» утверждает, что он уже запас достаточно газа для зимнего сезона. Таким образом, если в этом году газовая война примет скверный оборот и газовые краны опять будут завернуты, украинцы, по крайней мере, не замерзнут – даже если замерзнет вся остальная Европа.
Украина также хочет снизить количество газа, которое она обязана закупать у России. По контракту 2009 года, Украина согласилась покупать 33 миллиарда кубометров, но сейчас просит снизить этот лимит до уровня 27 миллиардов кубометров. Однако, по мере того, как Украина утрачивает транзитную монополию, ее позиция на переговорах с Россией становится значительно слабее. На этом фоне Киеву имело бы смысл сконцентрироваться на сокращении своего энергопотребления, славящегося своей расточительностью и считающегося худшим в мире по этому параметру, и начать разрабатывать собственные газовые месторождения, какими бы они ни были.