Сегодня народ Сирии ждет. Ждет, когда мир пробудится и предпримет действия в связи с тем, что их деспотичный лидер Башар Асад и его режим уже убили более 2 700 человек с марта этого года, и продолжают сажать в тюрьмы и пытать гражданских лиц, которые лишь просят права выступать против своего правительства.
Россия и Китай заставляют сирийский народ ждать освобождения от насилия. На этой неделе два постоянных члена Совета Безопасности отклонили резолюцию (язык который был смягчен для обеспечения их поддержки), которая призывала к немедленному прекращению насилия, и требовала, чтобы те, кто несет ответственность за насильственные действия по отношению к безоружным демонстрантам, были привлечены к ответу. Санкции и другие меры против режима Асада должны были вступить в действие только, если Сирия не выполнит эти требования.
Быстрый урок истории (не засыпайте – это важно!): еще в 2005 году крупнейшее сборище мировых лидеров, которое когда-либо бывало в ООН, одобрило норму «обязательств по защите» (Responsibility to Protect - R2P). Эта доктрина гласит, что в то время как страны являются суверенными, у них есть ответственность и обязанность защищать свое население от четырех типов «массовых злодеяний»: геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности и этнических чисток. Когда страна не может или не хочет нести такую ответственность, защита этих людей становится делом международного сообщества, действующего через Совет Безопасности ООН.
Вот в чем заключается проблема с наложением вето на резолюцию по Сирии: в Сирии явно имеют место серьезные нарушения в области прав человека. Используя свое право вето, Россия и Китай не соблюдают правило, согласно которому они должны выполнять обязательства по защите, а заодно и мешают делать это остальному миру. Постоянные члены Совета Безопасности, которые обладают правом вето, несут особую ответственность и не должны пользоваться им в ситуациях, когда речь идет о массовых злодеяниях.
Россия и Китай наложили вето на резолюцию по Сирии, потому что они уверены, что силы НАТО манипулируют Советом Безопасности и хотя добиться от него резолюции по Сирии сейчас, и точно так же они манипулировали Совбезом, добиваясь от него резолюции по Ливии, лишь для того, чтобы развязать войну против режима Каддафи. Ясно, что оба правительства (и российское, и китайское) ставят свои национальные интересы выше своих международных обязательств. Возможно, они больше озабочены тем, чтобы продолжать продавать оружие в Сирию (или опасаются возмездия за свои собственные внутренние нарушения в области прав человека), чем основными правами человека для сирийского народа.
Сьюзан Райс (Susan Rice), представитель США в ООН, осудила то, что Китай и Россия воспользовались своим правом вето, отметив, что «во времена перемен люди на Ближнем Востоке теперь могут ясно видеть, какие страны выбрали путь игнорирования их призывов к демократии, и вместо этого встают на сторону отъявленных и жестоких диктаторов». Потом она отвергла обвинения, что резолюция была делом Запада, заявив, что страны в арабском регионе и во всем мире вместе явно осуждают жестокость режима Асада.
Представитель Франции в ООН Жерар Аро (Gérard Araud) сделал заявление, в котором отметил, что противники резолюции пошли против духа движения арабской весны. Отрицать демократические устремления региона значит молчаливо принимать тактику и схемы действий жестокого режима Асада, и то, что так поступают Россия и Китай, заслуживает того, чтобы их пристыдило международное сообщество.
В краткосрочной перспективе Совет Безопасности должен продолжить работу, направленную на одобрение новой резолюции, которая накладывала бы санкции на режим Асада за преступления и зверства, совершенные в отношении демонстрантов в Сирии. Ситуация должна быть передана на рассмотрение Международного уголовного суда (МУС). Одновременно конкретные страны должны усилить и свои санкции против сирийских властей.
В долгосрочной перспективе Россия, Китай и все пять постоянных членов Совета Безопасности в целом имеют выбор: либо они соглашаются прекратить использование права вето в случаях, когда речь идет о массовых злодеяниях и жестокостях, либо они могут сохранить свой статус контролирующих членов органа, который станет все более бесполезным и изжившим себя. Это их ответственность.