Независимая Грузия, в которую сегодня прибывает президент Саркози, не просто пережила войну лета 2008 года. Всего за несколько лет, несмотря на давление, эмбарго и бомбы, она смогла создать демократическую модель, которая стала альтернативой поразившим все постсоветское пространство авторитаризму и коррупции.
Российские войска по-прежнему оккупируют 20% территории Грузии, что является вопиющим нарушением соглашения о прекращении огня 12 августа 2008 года. Сотни тысяч мирных жителей лишились домов или стали беженцами, жертвами этнической чистки, которую осудили все международные инстанции. Москва упорно не желает ответить на предложение мира, которое я озвучил в Европейском парламенте в ноябре 2010 года. Кроме того, моя страна уже два года страдает от волны терактов, за которыми стоит офицер российских спецслужб Евгений Борисов.
Перед лицом таких серьезных угроз многие правительства, без сомнения, уступили бы авторитарному соблазну, провозгласили, что родина в опасности, и использовали внешнюю угрозу как оправдание для подавления демократических споров и заглушения голосов несогласных. Мы же поступили совершенно иначе, ускорили проведение реформ, не отказались от политической и экономической открытости, продолжили процесс глубинных преобразований, который был начат в 2003 году «революцией роз». Мы решились пойти на риск свободы и демократии. Одним словом, мы сделали выбор в пользу Европы. Этот выбор является отражением нашего самосознания, нашей культуры и наших замыслов.
Разумеется, нам еще предстоит пройти долгий и трудный путь. Нам потребуется приложить немало усилий, чтобы достичь политических, экономических и социальных стандартов стран Европейского Союза. Однако достигнутые результаты уже производят впечатление. По мнению Transparency International, Грузия добилась наилучших результатов в борьбе с коррупцией во всем мире за последние семь лет. Она поднялась со 147 на 12 место в ежегодном рейтинге Всемирного банка о привлекательности ведения бизнеса. Наконец, в недавнем исследовании Европейского банка реконструкции и развития, которое посвящено странам, переживающим переходный период, Грузия отмечается как единственный пример создания стабильных институтов.
Сейчас, когда ветер свободы одну за другой сотрясает диктатуры в арабском мире, мы предлагаем странам южного Средиземноморья поделиться нашим опытом, поразмыслить вместе с нами о достижениях и ошибках цветных революций. Общие проблемы развивающихся демократий призывают нас думать сообща. Именно этим объясняется наше решительное участие в европейской политике соседства и наша активная поддержка принципа расширения сотрудничества со странами, где проводят больше реформ, который недавно был принят в Евросоюзе в ответ на события арабской весны.
Опираясь на решительную и последовательную внешнюю политику, Европа может серьезно поспособствовать успеху демократических движений в соседних странах и заставить одуматься режимы, которые запугивают или притесняют их. Грузия с самого начала поддержала инициативу Франции и Англии о военном вмешательстве в Ливии. Ведь нам больше, чем какой-либо другой стране известно, что все, что служит распространению свобод и укрепляет доминирующую роль Европы в мире, идет на благо нашей собственной безопасности и нашего суверенитета.
В 2003 году мы пошли по трудному пути, призванному позволить нам вернуться в европейскую семью, которую мы никогда бы не покинули, если бы не вторжение Красной армии в начале XX века. С этого пути мы не свернули даже во время другого вторжения, на этот раз в начале XXI века, благодаря отваге грузинского народа, а также вмешательству наших друзей и союзников и в первую очередь Франции. Именно эта европейская и преисполненная свободы Грузия сейчас готовится выслушать человека, которому в темные дни августа 2008 года удалось заставить замолчать обстреливавшие наши города и деревни орудия.
Еще в Средние века далекая Франция была старшей сестрой нашей христианской нации. Затем она стала новым домом для преследуемых коммунистами грузинских патриотов. Наконец, она превратилась в пример для нашей молодой демократии. Сегодня она является нашим главным партнером на пути реформ и европейской интеграции. Голос Франции, верный своим идеалам свободы и демократии, ценится больше, чем могут себе представить в Париже. В Тбилиси и Бенгази сейчас он звучит громче, чем где бы то ни было еще.