Der Tagesspiegel: Господин Ассельборн, существует ли вообще после провала резолюции, направленной против главы сирийского государства Башара Асада, возможность прекратить кровавую бойню в стране?
Жан Ассельборн: Жаль, что Совет Безопасности ООН не смог договориться относительно резолюции, которая должна была предоставить право сирийскому населению выступать с протестами против Асада. Организация Объединенных Наций, собственно, для того и существует, чтобы защищать права человека. К их числу относится и право на участие в демонстрациях. Тот факт, что прежде всего Россия вместе с Китаем отклонили эту резолюцию, косвенным образом, конечно, имеет некоторое отношение к действиям ООН в случае с Ливией.
Точка зрения российского министра иностранных дел Сергея Лаврова состоит в том, что международное сообщество превысило ливийский мандат ООН, выданный только для защиты гражданского населения этого североафриканского государства. Этим объясняется ужесточение российской позиции.
- Вместе с тем отклонение Россией этой резолюции связано не только со свободным толкованием мандата ООН в случае с Ливией, но и с интересами, обусловленными поставками Москвы вооружений Сирии.
- Это верно. Тем не менее, я надеюсь, что вето Москвы еще не стало ее последним словом. Даже экономические интересы России в Сирии ничего не меняют в отношении права живущих в этой стране людей на то, чтобы освободиться от режима, не гарантирующего им никаких свобод.
- Что еще может сделать международное сообщество для того, чтобы усилить давление на Асада?
- Сами арабские страны должны усилить давление. По крайней мере в настоящий момент мы не можем продвинуться в этом вопросе в Совете Безопасности, но арабский мир обязан выполнить свою задачу перед лицом подавления оппозиции в Сирии – как это сделала Лига арабских государств весной этого года. Она оказалась права, потребовав введения бесполетной зоны над Ливией. Поэтому в то время стало возможным принятие решения по Ливии в Совете Безопасности.
- Но использование военной силы в отношении Сирии пока не обсуждается. Должны ли арабские соседи также ввести экономические санкции против Сирии?
- В этом вопросе мы должны предоставить арабским государствам преимущественное право. Конечно, использование экономических санкций в качестве средства оказания давления предусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций. Вместе с тем мы должны освободиться от мысли, что такого рода санкции являются единственным возможным средством. Не каждый режим можно поставить на колени при помощи санкций – об этом свидетельствуют примеры Ирана и Зимбабве. В случае с Сирией в первую очередь соседние страны должны способствовать тому, чтобы там образовалось оппозиционное движение, обладающее соответствующей структурой. В конечном итоге именно такое оппозиционное движение и возникло в Ливии.
- Евросоюз ввел против Сирии нефтяное эмбарго. Не следует ли Евросоюзу из-за провала своей инициативы с Совете Безопасности ООН ужесточить собственные санкции против Асада?
- Я не думаю, что это принесет успех. И для Европейского Союза в целом, а также для отдельных его членов речь идет в первую очередь о том, чтобы поддержать противников существующего в Сирии режима. Поэтому важным сигналом является то, что в таких членах Евросоюза как Франция и Швеция сирийские посольства не имеют больше никаких возможностей воздействовать на проживающих там сирийцев в духе режима Асада.
- Помимо восстания оппозиции в Сирии, ближневосточный регион вновь оказался под воздействием конфликта между Израилем и палестинцами. Будет ли когда-нибудь принято решение о существовании двух государств для Израиля и палестинцев?
- Я не думаю, что в ближайшее время будет проведено голосование в Совете Безопасности ООН по заявке палестинцев о получении полноправного членства в Организации Объединенных Наций. С одной стороны, у палестинцев в настоящий момент нет уверенности в том, что они смогут получить девять из 15 голосов. А, с другой стороны, существует опасность наложения вето Соединенными Штатами.
Помимо Соединенных Штатов, России и ООН, европейцы также делают ставку на возобновление мирных переговоров между Израилем и палестинцами. Однако эти переговоры не могут начаться, пока Израиль продолжает свою политику строительства новых поселений.
Именно эту реальность и должны видеть европейцы. Федеральный канцлер Ангела Меркель назвала строительство 1100 новых домов в восточном Иерусалиме провокацией. Однако недостаточно того, что мы, европейцы, только говорим об этом. Нам следует также делать выводы. Давление на израильское руководство должно усиливаться. Это давление можно увеличить, если будет повышен статус палестинцев в Генеральной Ассамблее ООН. В ближайшие недели такого рода заявка может поступить от арабской стороны. Это будет катастрофой для публичной репутации Евросоюза, если европейские государства на Генеральной Ассамблее ООН не смогут прийти к единой точке зрения по вопросу об улучшенном статусе для палестинцев. Однако именно такая опасность существует в настоящее время.
Жан Ассельборн, 62 года, с 2004 года - министр иностранных дел Люксембурга; с того же времени этот социалистический политик является заместителем главы правительства Великого Герцогства.