Москва - Правозащитники и журналисты в России по-прежнему становятся жертвами насилия, говорится в новом докладе Amnesty International. Комментарии к докладу Deutsche Welle получила у эксперта этой организации Фредерики Бер.
Ситуация, в которой находятся правозащитники и журналисты в России, остается катастрофической, говорится в новом докладе организации Amnesty International, который был обнародован 7 октября 2011 года, в день 5 годовщины убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. В докладе приведены примеры, подтверждающие выводы, сделанные правозащитниками. О том, что осталось за рамками исследования, но крайне важно для понимания ситуации с правами человека в России, в интервью Deutsche Welle рассказала эксперт Amnesty International Фредерика Бер.
- Фредерика, какова главная тема нового доклада Amnesty International?
- Очередной доклад вновь касается темы нападений на правозащитников, гражданских активистов и журналистов в России. К сожалению, в России было много громких убийств, и при этом, такие преступления редко раскрываются. Кроме того, в докладе мы не только констатируем тот факт, что в России правозащитники, гражданские активисты и журналисты находятся в опасности, но и призываем их самих искать способы защитить себя.
- В какую сторону движется Россия, становится ли жизнь журналистов и правозащитников безопаснее или наоборот?
- Ситуация на Северном Кавказе остается очень тревожная. Хотя есть регионы, такие как Дагестан, где, как считается, пресса довольно свободная. Но даже там журналисты, которые касаются определенных тем, могут стать жертвой. Вообще, в России отсутствует уважение к верховенству закона и к тому, что у людей есть права. Во многих регионах насилие считается доступным способом решения вопросов. Но самое главное, те, кто действует такими методами, часто получают одобрение людей, стоящих наверху, и продолжают совершать свои преступления, поскольку уверены, что не понесут наказания.
- Что предлагает сделать Amnesty International для того, чтобы жизнь журналистов и правозащитников стала безопаснее?
- Одним из важных шагов могло бы стать публичное выражение уважения гражданским активистам, правозащитникам и журналистам со стороны властей, как федерального, так и местного уровня. Кроме того, представители власти должны воздерживаться от оскорблений в адрес представителей гражданского общества, как, например, случай, когда правозащитников называли пособниками террористов. Конечно, подобные высказывания негативно влияют на образ гражданского активиста, который на самом деле является помощником правоохранительных органов, а вовсе не террористов. Нам кажется, что на самом верху должны высказаться ясно и четко, что правозащитники имеют право делать то, что они делают, так же как и критическая журналистика должна иметь место в России.
- Как вы думаете, сможет ли раскрытие убийства Анны Политковской развернуть вектор, поменять ситуацию в России?
- Может быть. Но это будет уже не первый шаг. Мы имеем пример, когда убийцы Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой были найдены и осуждены. Во время процесса, кстати, стало известно многое из того, как организованы и работают экстремистские подпольные группировки, и это было очень важно. Другой пример, убийство правозащитника Гиренко в Санкт-Петербурге. Он также стал жертвой неофашистов, и это дело также было раскрыто. Но, конечно, убийство Анны Политковской очень важно раскрыть и довести до суда. От этого будет во многом зависеть доверие к правоохранительным органам внутри страны, а также имидж России на международной арене.
- А какое влияние на ситуацию в стране и имидж России окажет возвращение Владимира Путина на пост президента? Станет ли это шагом вперед или назад?
- Мне кажется, за последние четыре года гражданское общество в России, по крайней мере, в центральной ее части заметно окрепло. Люди показывают всем своим видом, что они хотят принимать участие в жизни страны, хотят принимать участие в обсуждении общественно-интересных тем. При этом мне кажется, что во время президентства Владимира Путина многие люди были просто запуганы, боясь выйти на улицу, чтобы принять участие в акции протеста. С другой стороны, во время президентства Дмитрия Медведева были совершены многие громкие убийства. Вспомнить, хотя бы, упомянутых уже Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову. К счастью, не все зависит от одного человека, поэтому у меня есть надежда, что время страха после возвращения Путина в кресло президента не вернется. Однако есть и опасения, что может стать даже хуже, чем было. Это зависит, как я уже сказала, не от одного человека, а от гражданского общества, от того, насколько правозащитники, гражданские активисты и журналисты сумеют отстоять сначала свои права, а затем уже и права других граждан. Кроме того, многое будет зависеть и от того, какое влияние имеют здесь международные организации, которые интересуются ситуацией с правами человека в России.