Российский премьер-министр Владимир Путин бросил перчатку Китаю по вопросу соперничества двух стран в Средней Азии, объявив о планах создания «Евразийского союза», чьи границы будут охватывать большую часть территорий к северо-западу от Китая и дадут России власть над доступом Китая к среднеазиатским рынкам и энергетическим поставкам. Предложенную карту, которая удивительно напоминает бывший Советский Союз, пока что встречают с насмешкой в Китае.
Пока что о призыве Путина сообщают, как о вызове Европейскому Союзу. Вот что писала Financial Times:
«Все это происходит на фоне ослабления попыток более тесной интеграции Европейского Союза со своими восточными соседями. Даже если это случайное совпадение, статья Путина появилась через несколько дней после саммита ЕС в Варшаве, направленного на возобновление инициативы привлечения в свои объятия шести бывших советских республик, известных как «Восточное партнерство». Это было неудачной шуткой».
Здесь недостает одной детали: страны, уже подписавшие соглашение о союзе, Белоруссия и Казахстан, дали проекту определенную Восточною ориентацию, а Россия намного серьезнее озабочена китайским влиянием в регионе, чем далекими призывами Европы и Соединенных Штатов. Новый доклад Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира на этой неделе заявил, что китайско-российские отношения ослабевают, так как Китай стремится разнообразить портфель поставщиков энергии и превращается из покупателя оружия в конкурирующего производителя. Обе страны имеют протяженные среднеазиатские границы, и имеют в регионе сильные интересы, при этом Китай ищет поставщиков энергии и стремится контролировать потенциальные базы боевиков из мусульманского региона Синьцзян.
Две главы новой книги американского Национального бюро азиатских исследований посвящены «Большой игре» в Средней Азии, они содержат вывод о том, что вооруженный инфраструктурными проектами и с полными карманами кредитов, а также крупнейшим в мире рынком для ископаемых видов топлива, Китай производит впечатление страны, которая в длительной перспективе сможет предложить гораздо больше, чем Россия.
Но, вероятно, Путин надеется, что предлагая доступ к рынкам и политическую поддержку сегодня, Россия сможет привязать эти страны к сделке, которая сделает ее привратником при реализации китайских энергетических проектов и политических сделок в Средней Азии. Экономический и даже валютный союз с Россией в своей основе будет гарантировать его длительную актуальность в Азии, где в наступившем столетии, похоже, будет доминировать Китай.
Есть ли у этого проекта шансы на успех? Не в той мере, как надеется Путин. Эндерс Уэмбуш (C. Enders Wembush) в репортаже в Nightly Business Report пишет, что государства Средней Азии все чаще «разрабатывают свои собственные стратегии, преследуя цели, которые иногда совпадают, но иногда вступают в противоречие с их соседями по Средней Азии. Средняя Азия, как они видят ее - а также характер конкуренции, охватывающей ее - это не столько советская Средняя Азия прошлых лет». Они научились получать выгоду от сотрудничества с обеими крупными державами региона, и вряд ли примут соглашение, которое ограничивает их способность иметь дело с Китаем.
Пока Китай, кажется, не заботит вероятность быть скованным в Средней Азии, по крайней мере, в той степени, насколько об этом можно судить по средствам массовой информации. Освещение предлагаемого союза варьируется в диапазоне от равнодушия до насмешек. Как гласит один заголовок, «Путин объявляет "Евразийский союз", эксперты отвечают: Ожидания невелики».