Москва – В четверг в своей речи на конференции инвесторов Russia Calling, организованной государственным банком ВТБ, премьер-министр Владимир Путин попытался заверить российских и зарубежных инвесторов в том, что, несмотря на политическую неопределенность, резкое падение биржевых индексов, снижение курса рубля, более интенсивную, чем обычно, утечку капитала из России, а также все менее обнадеживающие новости из Европы – несмотря на это, в России все в порядке. Будущее очевидно и находится под контролем.
«Мне хотелось бы поговорить о наших приоритетах, о стратегических планах России для того, чтобы инвесторы и владельцы бизнеса поняли логику и мотивы нашего поведения, особенно сейчас, во времена неопределенности,- заявил Путин.- Именно в такое время доверие наших партнеров имеет огромное значение. А вам, в свою очередь – и мы это понимаем – нужна предсказуемость и открытость». Его речь пестрила словами заверения. Успокаивающие выражения, такие как «мы понимаем», «мы осознаем», «мы знаем» создавали образ капитана у руля, который искусно ведет свой корабль-государство мимо всех айсбергов, потому что, не беспокойтесь, он их хорошо видит.
Путин уже пытался успокоить эту рябь на воде две недели назад на съезде «Единой России», принадлежащей ему правящей партии, объявив о своем намерении вновь занять пост президента, вероятно, на следующие 12 лет. Его целью было разрушить ту неопределенность, которая возникла в результате многократных перестановок в правительстве этим летом, и вернуть системе стабильность. Однако его выступление было встречено ответным огнем. Со всех сторон стали звучать слова «Брежнев» и «застой», а двумя днями позже Алексей Кудрин - министр финансов, горячо любимый Западом, чья консервативная бюджетная политика спасла Россию от катастрофы в 2008 году – был уволен раздраженным Дмитрием Медведевым. План по стабилизации ситуации, другими словами, вызвал новый виток энтропии. Или, как описал все происходящее один известный западный инвестор в России в кулуарах на вчерашней конференции – «М-да, облом».
Выступление в четверг стало с некоторой натяжкой попыткой номер два. Казалось, Путин обращается не только к тем людям, которые вкладывают деньги по всему миру, но и к более широкой аудитории тех, кому интересно, что в будущем предстоит России во главе с Путиным еще на одно десятилетие. Ответ Путина - весьма многословный - на этот вопрос состоит в том, что Путин вернулся, и это тот же самый Путин, каким он был всегда.
«Несомненно, изменения необходимы, и они произойдут,- произнес Путин с трибуны,- но это будет путь эволюции. Нам не нужны серьезные потрясения, нам нужна сильная Россия!». В ответ на вопрос о том, почему растет число россиян, желающих уехать из страны, Путин ответил:
«И я, и действующий ныне президент Дмитрий Медведев постарались донести до граждан страны четкую и ясную мысль: мы не собираемся разрушать, искажать или уничтожать что бы то ни было. Мы собираемся развивать нашу политическую систему, но мы хотим укрепить ее фундаментальные основы. Нас постоянно торопят – быстрее, выше, сильнее, возьмите саблю и режьте, рубите. Но мы уже это проходили. Такое случалось уже несколько раз в нашей истории: сначала мы все разрушим, а потом? Потом что? «Мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем». Эти слова известны всем с детства (из Интернационала). И что из этого вышло? Из этого вышло то, что в 1990х все рухнуло. Поэтому нам необходимо положить конец всем этим «режьте», «рубите», «бегите без оглядки». Нам сейчас нужно рассчитать, четко определить конечный результат нашего развития и уверенно двигаться в этом направлении. Вот так нам следует действовать, и я уверен, что ваше настроение тоже изменится. Это нелегкая задача, но мы справимся. Мы можем это сделать!»
Несомненно, в этих словах звучит еще не успевшая утихнуть боль России, глубоко травмированной революцией. Но, в то же время, это слова Путина-консерватора, который часто апеллирует к ситуации в 1990х, чтобы обосновать свою позицию. В России есть множество людей – те, кому за 30, или, например, образованная городская элита – которые запомнили 1990е годы как золотой век освобождения. Однако это время не кажется таковым тем, кто оказался на грани нищеты, или Путину. Воспитанный в одном из наиболее консервативно настроенных органов Советского государства, в КГБ, Путин считал изменения в 1990х разрушительной отрицательной силой. (Каковой она, конечно, тоже была.) Его политтехнологи используют этот рассказ, чтобы узаконить стабильность собственной эры Путина – мирные золотые годы после бури.
Эта история дает людям причину не только доверять одному сильному лидеру, но также верить в постепенно нарастающие, непонятные и даже порой пугающие перемены. Вчера, комментируя необходимость ослабления роли государства в экономике, Путин заявил: «Мы постепенно – я хочу подчеркнуть, постепенно – начнем сокращать наше участие в капиталах государственных корпораций». Путин не любит немедленно отвечать на давление общественности. Путин не любит увольнять людей. Когда Медведев уволил двоих из преданных ему генералов – Кудрина в сентябре и мэра Москвы Юрия Лужкова в 2010 году – Путин воздержался от публичных комментариев. Но его приближенные говорили о нарастающем недовольстве этим публичным актом увольнения знаменосца из-за необдуманного высказывания. Ради единства и верности – еще две навязчивые идеи Путина – ему пришлось смириться с действиями президента. Если бы на то была воля Путина, однако, он бы просто несколько подвинул их (что он и сделал в случае с Медведевым).
Именно поэтому Путин так отнесся к вопросу об увольнении Кудрина. Во время своей речи он лишь косвенно коснулся недавней отставки министра финансов. Он говорил о растущих валютных резервах России и увеличивающихся резервных фондах, на создании которых Кудрин настаивал во времена стабильности в течение прошлого десятилетия. Такая политика вызывала гнев «Единой России», которая хотела тратить больше на хлеб и зрелища, но именно эта финансовая подушка безопасности спасла страну, когда рухнула мировая экономика в 2008 году, потащив за собой Россию. Увольнение Кудрина в нынешнее неспокойное время расстроило инвесторов: станет ли Россия теперь волей-неволей тратить деньги, делая российскую экономику еще более подверженной колебаниям мировых товарных рынков? И еще раз Путин успокоил инвесторов. «Нашими приоритетами – я особо хочу это подчеркнуть - были и будут бюджетная дисциплина и увеличение эффективности расходов, а также ограничение роста государственного долга», - заявил Путин. Не волнуйтесь, господа инвесторы, возможно, Кудрин ушел, но кудринизм останется.
Однако, когда один скандинавский инвестор спросил его об увольнении Кудрина, Путин ответил несколько иначе. После заявления о том, что Кудрин является одним из наиболее выдающихся специалистов в области финансов в мире, Путин заметил: «Он мой очень хороший друг, с которым за долгие годы, начиная с 1990х, у меня сложились тесные и близкие отношения». Верность, 1990е годы.
Затем Путин заявил: «Всем известно, что решение было принято президентом. Оно было принято, потому что Алексей Леонидович позволил себе ряд некорректных высказываний о том, что его взгляды не совпадают с взглядами президента. Что я могу еще добавить?». Сняв с себя ответственность за решение президента, Путин продолжил: «Я хочу сказать – это мое мнение и мнение президента Медведева – несмотря на эмоциональный срыв, Алексей Леонидович остается членом нашей команды, и мы продолжим с ним работать. Надеюсь, он будет с нами сотрудничать. Он полезный и очень нам необходимым человеком». Даже более полезным, очевидно, чем «эмоциональный» Медведев.
Как будто Путин мало унижал Медведева за последние две недели – ему представилась еще одна возможность продемонстрировать, что президент страны остается президентом только в силу формальностей. Как отметила газета «Коммерсант», само звание «действующий президент» - Путин только так называл Медведева во время своего выступления на форуме – похоже на пощечину. «В действительности, так говорят о человеке только после выборов»,- пишет Коммерсант. Такой титул ставит песочные часы на голову его обладателя, а также на все его «эмоциональные» решения. Это то, что Путин намеревался сделать 24 сентября, но Медведев помешал ему, воспользовавшись своей, в настоящее время чисто формальной, властью.
Вчера Путин положил конец всем подобным попыткам. Ошибки быть не может, инвесторы: Путин является фактическим президентом. Больше никаких эмоциональных срывов. Чтобы это подчеркнуть, он говорил на темы, которые считались любимыми проектами Медведева – борьба с коррупцией, развитие нанотехнологий и в целом инноваций, разностороннее развитие экономики и уменьшение ее зависимости от природных ресурсов. Цель была двоякой: во-первых, показать, что Кремль не собирается отказываться от этих (весьма необходимых) инициатив, а во-вторых, доказать, что изначально они принадлежали Путину. Перемены продолжатся так же, как это всегда происходило – медленно настолько, что их почти не будет заметно, и, как всегда, вокруг них будет множество красивых разговоров.
В конце выступления фактического президента Андрей Костин, глава банка ВТБ, организовавшего конференцию, а также, по-видимому, горячий сторонник Путина, поблагодарил его. «Владимир Владимирович! Впереди у вас исторически значимый период, и я хотел бы пожелать вам не просто успеха, а неоспоримого успеха!- сказал Костин, краснея и сияя.- Инвесторы голосуют не только при помощи бюллетеней, но посредством инвестиций. Я думаю, что полугода будет вполне достаточно, чтобы во всем разобраться и начать инвестировать в российскую экономику».
В настоящее время инвесторы уже проголосовали, изъяв 50 миллиардов долларов из российской экономики, что превзошло самые мрачные прогнозы относительно оттока капитала. Возможно, следующие шесть месяцев – это примерно то время, когда Медведев будет оставаться «действующим президентом» - будут отличаться от тех месяцев, когда он непосредственно действовал.