Акции протеста на Уолл-стрит против экономического неравенства и корпоративной жадности, которые нацелены против мозгового центра американского капитализма, более не являются исключительным явлением Нью-Йорка. В эти выходные, по меньшей мере, 70 крупных городов и более 600 общин от Сиэтла и Лос-Анджелеса на западном побережье до Провиденса (Род-Айленд) и Тампы (штат Флорида) на востоке присоединились к нарастающей волне гражданского несогласия. Лозунг «Occupy Wall Street» (Захвати Уолл-стрит) соответственно сократился до одного слова: «Захвати».
«Это может быть переломным моментом», — сказал 63-летний пенсионер, бывший руководитель из Кремниевой долины, Дик Стайнкэмп (Dick Steinkamp) в ходе акции протеста «Occupy Seattle» (Захвати Сиэтл), проходившей в центре торговой и ресторанной части города. Он и его жена ехали два часа из своего дома в Беллингэме к северу от Сиэтла специально, чтобы принять участие в акции и поддержать ее от лица более традиционных профессионалов.
«Я участвовал в марше против войны во Вьетнаме, прежде чем был призван в армию, и это движение с каждым днем стремится к той критической массе», — сказал он.
Один из главных тезисов протестующих состоит в том, что почти 40% богатства США находится в руках 1% населения, которое облагается более мягким налогом, чем большинство американцев. Стайнкэмп держал в руках табличку с надписью «Я – 99%». И широко распространяется недовольство тем, что обычные люди несут на себе основную тяжесть финансового кризиса, в массовом порядке теряя рабочие места и имущество по не выплаченным ссудам.
«Я приехал сюда, потому что хотел показать, что здесь не только молодые анархисты», — говорит Деб Стайнкэмп (Deb Steinkamp), тоже 63-летний пенсионер, бывший советник по заключению брака, одетый в зеленую ветровку и практичную обувь для влажной прохладной погоды Сиэтла.
Акции протеста прошли на прошлой неделе в Чикаго, Бостоне, Мемфисе, Нью-Орлеане, Лас-Вегасе, Филадельфии, Остине, Луисвилле, Атланте и десятках других городов. Ванкувер, Торонто, Монреаль и Калгари намерены присоединиться к ним в ближайшие выходные.
Автомобилисты сигналили в знак поддержки, проезжая мимо демонстрантов в Сиэтле, которых собралось около 500 человек в пятницу и, вероятно, в выходные их число вырастет. В начале этой недели полиция заставила протестующих убрать палатки, которых становилось все больше на площади. Либеральный мэр Сиэтла Майк Макгинн (Mike McGinn) поддерживает протестующих, но отошел, как только они начали разбивать лагерь в центре города.
В Нью-Йорке более 700 человек были арестованы в ходе марша Occupy Wall Street около фондовой биржи и на Бруклинском мосту, а 20 тысяч манифестантов прошли по нижнему Манхэттену в прошлую среду.
Привлекает внимание сам факт резкого нарастания митингов по 45 штатам. «Это выражение отчаяния американцев перед лицом крупнейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии», — сказал президент Обама. «Нанесен огромный сопутствующий урон [финансовым кризисом] по всей главной улице, а некоторые из тех самых людей, которые действовали безответственно, сейчас пытаются противостоять усилиям, направленным на борьбу со злоупотреблениями, которые втянули нас в эту проблему в первую очередь», — добавил он.
В Лос-Анджелесе мэр Антонио Вилларайгоса (Antonio Villaraigosa) раздавал демонстрантам пончо-дождевики, когда шел ливень. Тысяча человек собрались возле здания городского правительства на митинг «Занимай Остин», такие же толпы были в Далласе и Хьюстоне.
После участия в акции «Occupy Wall Street» с группой профессоров университета бывший руководитель блог-кампаний Обамы Сэм Грэм-Фелсен (Sam Graham-Felsen) отметил, что движение созревает. Он сказал, что, хотя оно не началось бы без радикальных идеалистов, вышедших на улицы, оно перешло на следующий уровень с подключением «опытных организаторов и прагматиков».
31-летний Эшер МакКорд (Asher McCord), работник магазина из Сиэтла, пришел на акцию до начала своей смены в универмаге, одетый в пиджак из натуральной шерсти и дизайнерские джинсы. «Есть такая поговорка: "Несогласие патриотично", и я тоже так думаю. Я был безработным некоторое время. Только что устроился на новую работу, и думаю, на людей с низкими доходами обрушились все боли и тревоги этой рецессии», — сказал он.
Протестующие жалуются на налоговые льготы для нефтяных компаний, чрезмерное лоббирование в Вашингтоне, астрономические зарплаты и бонусы для финансистов и спасение банковского сектора.
Движение было вызвано отчасти ванкуверским Adbusters Media Foundation, организацией, борющейся против потребительства, которая через свой журнал призвала людей занимать Уолл-стрит в знак протеста против присущего ей неравенства в экономической системе. Не существует центральной организации или формальной координации между городами, но зачинщики используют веб-инструменты, такие как Твиттер и Фейсбук для передачи информации, и теперь надеются, что пройдут демонстрации в преддверии экономического саммита G20, который состоится в Каннах в следующем месяце.
Противники поиздевались над протестующими за использования социальных медиа, когда эти бренды стали все чаще корпоратизироваться. Но медсестра Ангела Силлинг (Angela Silling), которая оказывает первую медпомошь в парке в Сиэтле, сказала: «Демонстранты Арабской Весны использовали социальные медиа очень успешно, и никто не критиковал тех мятежников».
Лидер большинства в Палате представителей Эрик Кантор (Eric Cantor) назвал демонстрантов «толпой», которые подталкивают «американцев воевать с американцами». Это вызвало шквал критики, потому что он высоко оценил движение «Tea Party», как законное выражение консервативного народного гнева.
Демонстрант из Сиэтла 26-летний Тед Ланг (Ted Lang), который только что получил квалификацию учителя английского языка и рассматривает возможность переезда за границу, заявил, что демонстранты «Occupy» имеют много общего с либертарианцами, которые первыми начинали движение «Tea Party». «Но его захватили правые религиозные консерваторы», — сказал он.
Кто бы мог захватить, к его неудовольствию, движение «Occupy»?
«Демократическая партия, — сказал он.