Глава России искренне описал свой план создания неоимперии: Таможенный союз - Единое экономическое пространство - Евразийский союз. Конкретная интеграция, с конкретным поглощением и очевидным результатом. Речь уже не идет ни об архаичном Союзном государстве, ни об ушедшем в историю СССР.
Россия мечтает снова стать Великой. Но не через достойное обустройство жизни своего народа, который по-прежнему беден в богатой стране. Не через прекращение войн, коррупции, бандитизма, ксенофобии. А, как и прежде, «собиранием земель» и строительством нового мирового центра силы.
Мы жили и живем веками рядом с империей. Многим в России это слово приятно - повод для гордости и шанс на надежду. У россиян есть право на выбор своей судьбы, право гордиться тем, что «зато нас все боятся». У нас другая история, другой менталитет. В результате реализации кремлевского проекта «Евразийский союз» контроль Москвы над «синеокой» может утвердиться навечно - через экономическую аннексию и через наднациональное управление.
Мечты наших романтических сограждан о грядущей белорусской Швейцарии после манифеста Владимира Путина выглядят совсем маловероятными. Мы родились и живем на границе цивилизаций.
Ко всему мы оказались заложниками постсоветского авторитарного режима Лукашенко. Он не имел и не имеет стратегии развития страны - только реализует тактику выживания. Не ради нас - ради власти. И он никогда не был гарантом нашей независимости.
Балансировка между Западом и Востоком, шантаж Брюсселя и Москвы, запугивание белорусов, накручивание самих себя.
Бесконечный поиск врагов. А враг на самом деле - внутри нас, в нашем мышлении, постколониальном и посттоталитарном. В нашем понимании или скорее непонимании сегодняшнего мира, личной и исторической ответственности. Беларусь сейчас - на геополитическом распутье. Мы будем вынуждены в ближайшее время делать цивилизационный выбор - европейский или евроазиатский, демократический или авторитарный. Выбор придется делать и гражданам, и власти, и оппозиции.
Евразийский союз, «мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира», где Белоруссия - приложение на двести тысяч квадратных километров с безликим, но трудолюбивым народом и с богатством, досмотренным или созданным этим народом? Или существование в Евросоюзе средней, самобытной, демократической и зажиточной страны по образцу Чехии, Австрии, Голландии или Бельгии?
Эти перспективы кажутся далекими, но наша судьба может решиться в ближайшее время - всерьёз и надолго. Возможно, и навсегда.
Перевод: Светлана Тиванова