Для Москвы многое зависит от новой биржи.
Биржи РТС и ММВБ недавно объявили о том, что они сольются, в надежде упростить инвестиционный процесс, увеличить ликвидность и привлечь больше инвесторов. Консолидированная группа займет девятое место в мире по рыночной капитализации, а также станет примерно пятнадцатой или ниже по уровню доходов за 2010 год, при этом чиновники рассчитывают, что в течение пяти лет новой, объединенной бирже удастся закрепиться в первой десятке по обоим показателям.
Российские официальные лица рассматривают объединение площадок как первый шаг в гораздо более широком процессе – превращения столицы в финансовый центр, который будет привлекать бизнесы и инвесторов из-за границы. Но задача эта, вероятно, станет весьма сложной.
Москва – и Россия – должны что-то сделать со своей репутацией, которая на данный момент славится широко распространенной коррупцией, бедной инфраструктурой и мутной судебной системой. А это будет означать проведение институциональных реформ и улучшение делового климата – т.е. осуществление тех мер, о которых власти давно говорят, но почему-то никак не проведут.
«Единая торговая площадка это очень хорошо, - говорит Лилит Геворкян, аналитик по России в IHS Global Insight. - С другой стороны, нельзя воспринимать эту структуру как изолированную от общего бизнес-климата в России, который портится».
Движение к стабильности
Некоторые эксперты полагают, что у России практически нет другого выбора, кроме как серьезно подойти к программе реформ, так как она отчаянно нуждается в иностранных инвестициях. Хотя у страны быстро растущая экономика и много природных ресурсов, она страдает от серьезных колебаний на своих фондовых рынках, и инвесторы бегут с этого рынка во время кризисов. Так случилось после финансового краха 2008 года, и экономика резко сократилась.
Как говорит Иван Чакаров, главный экономист «Ренессанс-Капитала» в Москве, у России уже имеется бюджетный дефицит, а в течение трех лет появится и дефицит текущего счета. Кризис 2008 года «стал тревожным сигналом», - говорит г-н Чакаров. «Российские власти были действительно посрамлены и повержены этим кризисом… России понадобятся иностранные деньги для финансирования этого дефицита. Это совершенно новая макроэкономическая парадигма для этого правительства».
Россия создала эти биржи после другого кризиса – краха Советского Союза. ММВБ, или Московская Межбанковская валютная биржа, была основана в 1992 году российским Центробанком и ведущими коммерческими банками страны и стала лидером в области торговли акциями, облигациями и иностранной валютой. Ее более мелкий конкурент, РТС, или Российская торговая система, появилась три года спустя и стала лидером в секторе торговли деривативами.
Две биржевые группы обладают своими собственными клиринговыми службами, расчетными палатами и депозитариями, поэтому инвесторам приходилось открывать отдельные счета, чтобы работать с каждой из бирж. Объединение позволит создать одну большую торговую платформу и облегчит путь к решению вопросов широкого плана, таких, например, как создание центрального депозитария.
ММВБ получит примерно 75% в объединенной бирже, а 25% придется на долю РТС. Выход на рынок новой биржи в виде первичного публичного размещения (IPO) планируется на 2013 год.
«Между нашими группами есть много взаимодополняемости, - отмечает президент ММВБ Рубен Аганбегян, который станет главой объединенной биржи, - объединившись, мы сможем предоставлять больше услуг и эффективно снизить затраты».
Многие эксперты отрасли также возлагают большие надежды на сделку. «Россия – крупный фондовый рынок, но я не думаю, что ей нужны две биржи, - говорит Роланд Нэш (Roland Nash), старший партнер в Verno Capital в Москве. - Объединение будет представлять собой шаг к созданию биржи мирового уровня, и это необходимое условие, если Москва собирается стать финансовым центром».
Впереди долгий путь
Тем не менее, работы предстоит еще много. У инвесторов имеется длинный список поводов для озабоченности относительно российского рынка – и в этом списке, среди прочего, фигурируют такие вопросы как коррупция, бюрократизм, слабая судебная система и недостаточная защита прав миноритарных акционеров.
Индекс восприятия коррупции 2010 года, составленный Transparency International, в котором фигурируют 178 стран, расставленных в порядке степени восприятия коррупции в госсекторе, поместил Россию на 154 место, на одном уровне с такими странами как Папуа-Новая Гвинея и Таджикистан. Она набрала 2,1 балла по шкале от нуля (очень коррумпированная) до 10 (практически не коррумпированная).
Россия ревниво охраняет роль государства в отраслях, считающих стратегически важными. В ее деловом секторе доминируют крупные, находящиеся под государственным контролем компании, такие как банковская группа «Сбербанк», нефтепроизводитель «Роснефть» и газовый гигант «Газпром». В последние годы серия знаковых и громких дел – начиная от проблем, с которыми столкнулись BP PLC и Royal Dutch Shell PLC, и заканчивая тюремным заключением Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании ЮКОС, - подчеркнули, что в России политическая власть зачастую берет верх над верховенством закона.
«План превращения Москвы в финансовый центр останется мечтой до тех пор, пока не начнут решаться фундаментальные вопросы, - говорит г-жа Геворкян из HIS. - Россия должна поработать над своим имиджем. Особенно учитывая, что он в своем нынешнем виде постоянно подкрепляется скандалами. За последнее десятилетие создался и закрепился имидж, заключающийся в образе сильного государства, которое приходит и сокрушает бизнес, когда это в его интересах».
Самой Москве тоже есть, над чем поработать. Аналитики говорят, что город нуждается в обновлении своей инфраструктуры – начиная с дорог и заканчивая квартирами и офисами – он должен стать более привлекательным местом для жизни и работы, если он рассчитывает привлечь звездных трейдеров и банкиров. Москва занимает 61-е место в списке 75 городов в Индексе глобальных финансовых центров, подготовленном лондонским исследовательским центром Z/Yen в сентябре этого года. Можно говорить о некотором улучшении, так как в предыдущем аналогичном рейтинге, выпущенном в марте, Москва занимала 68 место.
Российский президент Дмитрий Медведев, который говорит, что создание финансового центра – критически важная задача, предложил многочисленные экономические реформы, включая децентрализацию власти, уменьшение роли государства в крупнейших компаниях страны, борьбу с коррупцией и укрепление принципа верховенства закона. Рабочие группы в рамках правительства вырабатывают планы и работают вместе с международными консультантами для выяснения того, что нужно Москве, чтобы стать успешным финансовым центром.
«Уже сам факт того, что они воспринимают это серьезно, это большой шаг вперед, - говорит Марк Йендл (Mark Yeandle) из Z/Yen, который работает вместе с российскими властями над этими вопросами. - Они тратят значительное количество средств, чтобы выяснить, что будет способствовать успеху центра».
Некоторые полагают, что любые усилия по борьбе с коррупцией ценны и имеют смысл, даже если Россия не достигнет своей цели. «Цель превратиться в финансовый центр, даже если Москва никогда ее не достигнет, позволяет реформаторам в России в любом случае провести многие из необходимых реформ, - говорит г-н Нэш. - Это приятная, гордая российская цель, которой к тому же очень легко заразить других. Чтобы создать финансовый центр, нужно сбить инфляцию. Нужно увеличить количество инвесторов в России. Все это в любом случае здорово».
Г-жа Лесова – руководитель лондонского бюро MarketWatch