Расширение Вашингтоном системы противоракетной обороны в Европе и изменение тональности Москвы по сирийскому вопросу ставят под угрозу продолжение «перезагрузки» в отношениях между Россией и США.
Несмотря на утверждения президента США Барака Обамы о том, что Белый Дом будет продолжать политику «перезагрузки» независимо от того, кто станет следующим президентом России, события развиваются в совершенно противоположном направлении.
Неоднократные призывы России к Вашингтону и Организации североатлантического союза принять на себя юридические обязательства того, что создание системы европейской противоракетной обороны не будет представлять угрозы для Москвы, по-прежнему остаются без какого-либо конкретного ответа.
И пока Москва ожидала убедительных пояснений, США подтвердили правильность некоторых утечек, опубликованных на сайте Wikileaks после лиссабонской встречи на высшем уровне Совета Россия-НАТО (ноябрь 2010), в которых утверждалось, что НАТО планирует окружить Россию сетью военных баз.
Совершенно не собираясь начинать переговоры с Москвой о создании совместными усилиями европейской ПРО, Пентагон на практике ускорил размещение баз с элементами противоракетной обороны, опоясывающих Россию.
Так, на настоящий момент Администрация США подписала договоры с Румынией, Польшей, Болгарией, Норвегией, Турцией и Испанией о размещении в этих странах как пусковых установок ракет-перехватчиков, радиолокационных станций, так и нахождения своих военных кораблей в их прибрежных водах с той же целью.
Одним из пунктов, которые в июне 2009 года позволили президентам США и России –Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву- заговорить о перезагрузке отношений между их странами, было заявление хозяина Белого Дома о приостановке размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии.
В результате этого стало возможным подписание Договора об ограничении и сокращении стратегических вооружений (Договор ОСВ-3) в апреле 2010 года. Документ был подписан после нескольких месяцев переговоров, в ходе которых одной из наиболее животрепещущих тем была обязательная увязка стратегических наступательных вооружений с оборонными.
Именно нарушение равновесия между двумя этими видами вооружений (а оборонительные вооружения включают в себя противоракетные элементы) представляет собой один из доводов, которым стороны могут воспользоваться при выходе из Договора ОСВ-3. И Россия часто об этом напоминает.
Планы по ускоренному развертыванию элементов противоракетной обороны не только на традиционных наземных пусковых установках, но и на кораблях, значительно усложняют данный вопрос.
Пентагон наращивает дальность ракет морского базирования SM-3, изначально имевших малый и средний радиус действия, до 3.000 километров, что достаточно для поражения российских стратегических ракет с кораблей, дислоцированных в Средиземном море.
Появление, вдобавок к этому, американских военно-воздушных баз в Польше, на которых находятся истребители-бомбардировщики F-16, способные нести стратегические вооружения, еще больше усилили тревогу и обеспокоенность Москвы, утверждают эксперты, чьи высказывания приводит российская печать.
В такой обстановке Медведев выдвигает кандидатуру главы кабинета министров РФ Владимира Путина для участия в президентских выборах, назначенных на март 2012 года. В Москве это рассматривают как неминуемое возвращение Путина в президентское кресло. Это будет его третий президентский срок.
Путин всегда критически относился к свободному толкованию Североатлантическим альянсом резолюции 1973 Совета Безопасности ООН по Ливии, которая, под предлогом защиты гражданского населения, позволила этому блоку начать бомбардировки страны и принудить Муаммара Каддафи покинуть ее столицу.
Россия вместе с Китаем воздержалась от голосования по резолюции 1973, но, по всей видимости, готова приложить все усилия, чтобы не допустить новых свободных толкований документов ООН по сирийскому вопросу.
Хотя Медведев и заявил, что нынешнее сирийское руководство должно осуществить объявленные политические реформы или рассмотреть возможность своей отставки, но при этом уточнил, что подобное решение является исключительной прерогативой сирийского народа.
Решение внутренних проблем этого ближневосточного государства не входит в компетенцию ни США, ни НАТО, заявил глава российского государства, пояснив, почему его страна вместе с Китаем наложила вето на новую резолюцию Совбеза по Сирии.
Мы ни в коем случае не позволим, чтобы вышеупомянутый Совет использовался для принятия решений, которые приведут к повторению в Сирии ливийского сценария, подчеркнул российский руководитель.
Запад отказался внести в резолюцию пояснение, исключающее применение иностранными государствами силы против Дамаска. Подобный ответ не оставляет никаких сомнений относительно истинных намерений, касающихся вышеупомянутой инициативы, отметил Медведев.
Кроме того, Россия и Китай предложили свою собственную резолюцию по Сирии, призывающую к развитию внутреннего диалога и поиску политического выхода из кризиса.
Изменение позиции российского руководства по сирийскому вопросу, весьма отличающемуся от ливийского, произошло именно тогда, когда Россия значительно укрепила свои экономические позиции в группе стран BRICS (Бразилияl, Россия, Индия, КНР и Южно-Африканская Республика).
А США и Европа, тем временем, сталкиваются с серьезными проблемами, в которых с каждым разом все явственнее просматриваются признаки нового экономического спада.
Таким образом, возможное возвращение Путина в президентское кресло, расширение европейской ПРО без участия России и различия в позициях по сирийскому вопросу делают весьма затруднительным дальнейшее осуществление «перезагрузки» в отношениях между Москвой и Вашингтоном.