Испания – вторая страна в мире, после США, которая больше всего усыновляет детей из других стран. Согласно последнему докладу Министерства здравоохранения и социальной политики, в 2010 году испанские семьи усыновили 2 891 ребенка.
Насыщение внутреннего испанского рынка в 90-х годах привело к резкому увеличению количества будущих отцов и матерей, которые решили усыновить детей из других стран. При этом они преследовали цель сократить сроки ожидания. «Но порядки в других странах становятся похожими на те, что действуют в Испании», поясняет Диего Бонил (Diego Bonil), адвокат Агентства по международному усыновлению (ECAI), выступающего в качестве посредника между испанскими семьями и правительствами Китая и Эфиопии.
За эти годы, некоторые страны, из которых усыновляют детей, ратифицировали Гаагскую конвенцию 1993 года, устанавливающую правила международного усыновления (Испания ее подписала в 1995 году, и была одной из первых). Это заставило их пересмотреть процедуру усыновления, чтобы усилить гарантии. Наглядным примером является Эфиопия, третья страна, из которой в пошлом году прибыло наибольшее количество детей (508), после России (801) и Китая (584).
«В последнее время, поскольку был установлен ежедневный потолок разрешений, решение процедурных вопросов в Эфиопии замедлилось, и международному усыновлению не отдается предпочтения», подчеркнул Бонил. Адвокат подчеркнул, что в столице Эфиопии Аддис-Абебе есть только один судья по вопросам семьи, подчиняющийся Министерству по делам женщин, «занимающийся всеми усыновлениями, разводами и т.д.»
Ожидание от одного до трех лет
«Эфиопия ужесточила процедуру усыновления. Это хорошо для малышей, но не для Агентства ECAI и будущих родителей. Это означает для нас увеличение затрат, и мне пришлось уволить нескольких работников», рассказывает Анна Пикасо, директор организации Cielo 133, которая ежегодно привозит из Эфиопии от 50 до 80 детей. ECAI продлило срок ожидания в связи с тем, что установлен ежедневный потолок на выдачу разрешений на усыновление, а очередь растянулась с одного года до трех.
Два года тому назад родители платили Cielo 6 000 евро за процедуру оформления. Сегодня – 12 000. «При очереди в два года мы сейчас применяем тарифные ставки 2009 года», поясняет Пикасо, обращаясь за помощью к правительству Мадридской автономной области.
Вследствие усложнения процессов усыновления за рубежом, испанские семьи сейчас изыскивают альтернативные пути. Генеральный директор управления по вопросам социальной политики в сфере семейных отношений и защиты прав детей Хуан Мато (Juan Mato) обращает внимание на другую тенденцию, которая набирает силу в странах, из которых усыновляют детей: «Несколько лет тому назад семьи хотели усыновить лишь новорожденных, не имевших проблем со здоровьем, но с каждым днем все чаще усыновляют более взрослых детей, которые требуют специального ухода». Эта тенденция усилилась, начиная с 2006-2007 годов в связи с политическими переменами, произошедшими в Китае.
В 2004 году Испания установила рекорд, усыновив в общей сложности 5 541 ребенка. Около половины из них были из Китая. «Раньше семьям приходилось ждать самое большее от шести до девяти месяцев, чтобы усыновить ребенка. Все делалось достаточно быстро», вспоминает пресс-секретарь Ассоциации по защите детей (ACI), специализирующейся на работе с Китаем, Филиппинами и Вьетнамом.
Но около пяти лет назад КНР изменила процедуру оформления. Официально правительство заявило, что хочет отдать приоритет усыновлениям детей китайскими семьями в связи с ростом благосостояния населения. «В качестве довода приводились социально-экономические изменения. Кроме того, претерпело изменения ограничение «один ребенок на семью», и детей для усыновления стало меньше», подчеркивают представители ACI.
А неофициально другие организации указывали на то, что нескончаемые удочерения китайских девочек в предыдущие годы весьма отрицательно сказывались на международном восприятии Китая, и власти решили исправить это положение.
Наиболее пострадали от этих перемен те испанские семьи, которые уже начали процесс усыновления. Им пришлось ждать ребенка в течение несколько лет. Некоторые приобрели более просторное жилье, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым при усыновлении, потратили крупные суммы денег или поменяли место работы, чтобы уделять больше внимания детям.
«В настоящее время в мире нет ни одной страны, в которой можно было бы усыновить ребенка менее, чем за полтора года», отметил Бонил.
Большинство агентств по международному усыновлению детей косо смотрят на США, поскольку любые перемены в этой стране отрицательно сказываются на количестве детей, которые Испания может усыновить из других стран мира.
Спорные случаи усыновления в США
Россия, из которой в Испанию поступило наибольшее количество усыновленных детей, за последние годы высказала ряд серьезных претензий к США, вылившихся в запрет на передачу российских детей в американские семьи.
Наибольшее освещение в средствах массовой информации получил случай, произошедший в апреле 2010 года.
Некая Тори Хэнсен (Torry Hansen) из Теннеси посадила в самолет Артема Савельева, которого усыновила в сентябре 2009 года. Мальчик прилетел в Москву с письмом, в котором его приемная мать объясняла российским властям, что мальчик стал очень агрессивным и психически неустойчивым.
Этот инцидент вызвал негодование в России. За несколько месяцев там припомнили все случаи жестокого обращения и убийств российских детей, усыновленных в США.
Дипломатический кризис между двумя странами завершился недавно подписанием соглашения об ответственности за соблюдение прав ребенка, закрепленных в Конвенции ООН от 1989 года.
«Россия в наибольшей степени заботится о соблюдении прав детей, об их прозрачности и законности», считает Антонио Меркадаль (Antonio Mercadal), директор находящегося в Валенсии агентства по усыновлению «Детство и Будущее» (Infancia y Futuro), вот уже в течение десяти лет специализирующееся на работе с Россией. «В первую очередь они пытаются разместить детей у себя на родине и только потом, в случае необходимости, обращаются к иностранным государствам», поясняет он. Как считает Меркадаль, существуют две главные причины, по которым наибольшее количество приемных детей поступает в Испании именно из России: политика охраны прав детей, проводимая в этой стране, и большое количество населения, то есть фактор, схожий с китайским.
Тем не менее, Россия пока не подписала Гаагскую конвенцию о международном усыновлении. По мнению Меркадаля, «это соглашение весьма противоречиво, поскольку исходит из недоверия принимающих стран по отношению к системе охраны детства в странах, из которых приезжают дети». Именно это и беспокоит Москву.
В 2010 году Вьетнам стал одной из пяти главных стран, чьих детей усыновляют испанские семьи. В том году Испания приняла 320 вьетнамских детей. Этот случай показателен, потому что раньше оттуда на Иберийский полуостров от силы приезжало около сотни детишек. Генеральный директор управления по вопросам социальной политики в сфере семейных отношений и защиты прав детей поясняет, что появление многих стран в этом списке зачастую объясняется складывающимися обстоятельствами. В 2011 году, продолжает он, Вьетнам уже не фигурировал в списке пяти стран, из которых приезжает наибольшее количество детей, потому что его власти «временно приостановили процесс оформления с тем, чтобы ввести новую систему усыновления. Однако, если та или иная страна выбыла из списка пяти крупнейших поставщиков детей, отнюдь не означает, что в ближайшие годы из нее перестанут приезжать дети для усыновления».
Самые показательные тенденции прослеживаются в статистических данных за последнее десятилетие. Начиная с 2000 года, каждый третий ребенок прибыл из Китая (13 622). На долю Китая, вместе с Россией, Эфиопией и Колумбией (откуда, соответственно, приехали 10 807, 2 910 и 2 408 детей) приходится 71,5% детей, выехавших для усыновления за границу.