Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
В 1999 году Йоэль арендовал скромное помещение в районе тель-авивской центральной автостанции. Помещение находилось в здании, которое принадлежит крупной компании. Он открыл небольшой бизнес, однако удача отвернулась от него, и спустя три года, завершив срок аренды, оговоренный контрактом, Йоэль оплатил все расходы, получив этому письменное подтверждение, и вернул ключи хозяевам здания.
Несколько месяцев назад Йоэль получил заказное письмо из крупной адвокатской конторы. Авторы письма уведомили его о том, что он должен 56 тысяч шекелей электрической компании, и будет лучше, если он заплатит долг как можно быстрее, прежде чем в его дом нагрянут представители Службы судебного исполнителя («Оцаа ле-поаль») с конфискацией имущества. Оправившись от первоначального шока, Йоэль попытался понять, о чем, собственно, идет речь.
Адрес дома, за использование электричества в котором якобы был накоплен долг, показался ему знакомым. Именно там в Йоэль в течение трех лет вел свой бизнес. Однако все это происходло в начале прошлого десятилетия. В то время, как фигурировашие в письме даты относились к середине двухтысячных годов. Йоэль решил, что речь идет о досадном недоразумении.
На свою удачу, Йоэль сохранил документы, доказывавшие, что он оплатил все коммунальные услуги до последнего шекеля – задолго до того, как в этом помещении стал накапливаться долг за электричество. Йоэль, по своей наивности, был убежден, что как только он предоставит адвокатам оплаченные счета, ошибка будет исправлена, и ему принесут извинения. Он ошибся.
В адвокатской конторе никто не захотел его слушать. С их точки зрения, Йоэль является должником. Такую информацию они получили из электрической компании. Когда Йоэль обратился в Хеврат Хашмаль, служащая равнодушным тоном объяснила ему, что его дело передано адвокатам, и поэтому ее не интересуют какие-либо документы. История, достойная пера Кафки.
Случай Йоэля, по-видимому, разрешится благополучно (если не брать в расчет испорченные нервы, бюрократическую волокиту и потерю времени). Однако с подобным сталкиваются тысячи израильтян, которые в один прекрасный день оказываются в жестких тисках бездушной системы взимания долгов. В последние годы это приобрело масштабы национального бедствия.
Все больше и больше муниципалитетов, крупных фирм, компаний, предоставляющих различные услуги, делегируют сомнительное удовольствие взимания долгов со своих клиентов адвокатским конторам, которые специализируются в данной сфере. После передачи дела в адвокатскую контору проходит несколько лет, в течение которых никто не торопится оповещать предполагаемого должника об имеющихся к нему претензиях, а заодно выяснять, идет ли речь о злостном неплательщике или о жертве бюрократической ошибки.
Ситуация, при которой гражданин впервые узнает о предполагаемом долге спустя многое годы, является абсурдной. Если Йоэль получил письмо о задолжности лишь в 2011 году, то что можно сказать об эффективности работы адвокатских контор?
Если хотите, подобная практика также является интегральной частью порочного процесса создания «субподрядной» экономики в Израиле. В данном случае подрядчиками выступают адвокаты, которые, словно гончие собаки преследуют потенциальную добычу, не задумываясь о возможных ошибках.
Эта стратегия приносит плоды. Сама мысль о том, что люди судебного исполнителя ворвутся в ваш дом, чтобы конфисковать имущество, приводит многих в ужас. Люди готовы поскорее оплатить долг - даже в том случае, если речь идет об ошибке. Не каждый может позволить себе роскошь оплатить услуги адвоката, который будет его защищать, который поможет ему изыскать необходимые документы, доказывающие его правоту.