Официальный визит Владимира Путина в Пекин, который начался сегодня (во вторник), может оказаться довольно спорным, да и проходящим вдобавок практически всецело за закрытыми дверями. При обсуждении долгожданного договора по поставкам энергоносителей, который буксует из-за расхождений в вопросе цены уже больше десяти лет, и переговоры по которому идут одновременно с визитом, становящийся вскоре (снова) российским президентом Путин и уходящий китайский лидер Ху Цзиньтао будут не забывать о растущей конкуренции двух стран за высокотехнологичное оружие и влияние в Средней Азии. Это было проиллюстрировано на прошлой неделе, когда Россия выдвинула обвинения о том, что китайский шпион пытался купить чертежи для систем противовоздушной обороны С-300, а Путин объявил о планах формирования среднеазиатской версии Европейского Союза.
Эта поездка – первая поездка Путина с момента объявления им о своих намерениях вернуться в президенты, и, в то время как российские и китайские официальные средства массовой информации заняты тем, что озвучивают «все углубляющееся китайско-российское сотрудничество, которое определенно будет способствовать созданию более сбалансированного мира», не ясно, почему Россия выдвинула свои обвинения в шпионстве прямо накануне визита. Тем не менее, они, кажется, подтверждают последний аргумент Стокгольмского международного института изучения проблем мира (SIPRI) о том, что доверие России к Китаю, которое никогда не было особо большим, подрывается из-за осознания того, что Китай ворует российские современные и передовые технологии в области вооружений.
Несмотря на обилие разговоров о тесных отношениях, две страны, кажется, мало чем способны это показать. Хотя соглашение о поставках энергоресурсов, обсуждаемое уже десятилетие и все еще находящееся на переговорной стадии, и сделает Россию главным энергетическим поставщиком Китая, на данный момент Россия обеспечивает лишь 8% китайского энергоимпорта. Китай, со своей стороны, не то чтобы спокойно ждет, а наоборот, расширяет свой уже существующий газопровод через Среднюю Азию.
Между тем, обе страны, кажется, идут по пути, ведущем к серьезной конкуренции в Средней Азии. Планы Путина сформировать сначала Таможенный, а потом в конечном счете и валютный союз осложнят жизнь Китая в регионе. Со своей стороны, Китай предпринимает более тихие, но возможно более убедительные действия. Пекин начал много говорить о «Шелковом пути», взывая к историческим параллелям и соответствующим связям со Средней Азией, и об открытии двух крупных Особых экономических зон (ОЭЗ) в среднеазиатской провинции Китая Синьцзян. Обе они активно поддерживаются финансированием со стороны центрального правительства. Политики в Пекине надеются, что эти шаги будут рассматриваться как способ завлечь соседние страны во вторую по величине экономику мира.