Местом встречи был сверкающий киевский отель Hyatt Regency, из которого открывался вид на Старый город. Время - букально накануне президентских выборов 2010 года на Украине. Избиратели устали от постоянных споров между двумя прозападными лидерами страны – зажигательным премьер-министром Юлией Тимошенко и полуромантическим президентом-националистом Виктором Ющенко.
Вместо них именинником стал Виктор Янукович, аппаратчик советских времен. В 2004 году Янукович попал в затруднительное положение, когда его поймали при попытке фальсифицировать результаты последних президентских выборов.
За приятным ужином помощники Януковича – не признавая никаких предыдущих проступков – рассказали мне, что сегодня их кандидат это новый человек. Янукович стал демократом. Более того, он стал страстным европейцем, считающим, что геополитическая судьба Украины связана с Европейским Союзом, а не с авторитарным соседом страны Россией (хотя хорошие отношения с Москвой тоже важны, сказали они). Обновленный Янукович даже начал изучать английский язык. Это послание также прозвучало в Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне.
Спустя восемнадцать месяцев все выглядит совсем по-другому. Решение киевского суда приговорить Тимошенко к семи годам тюрьмы за злоупотребление властью при подписании спорного газового договора 2009 года с Россией это недвусмысленный сигнал. Оно показывает, что Януковичу на самом деле все равно, что о нем думает ЕС. Оно также подтверждает то, о чем критики Януковича говорят уже некоторое время – что под его руководством страна движется в сторону «управляемой демократии» и авторитарного правления в российском стиле.
За месяцы у власти Янукович быстро дал обратный ход хрупким демократическим достижениям «оранжевой революции». Он прижал независимые СМИ страны, и телеканалы оказались в руках группы поддерживающих режим олигархов. Любопытные оппозиционные журналисты – такие, как занимающийся журналистскими расследованиями Василий Климентьев – исчезли. В парламенте «Партия регионов» Януковича воспользовалась сомнительными средствами, чтобы добиться большинства. А против Тимошенко и других высокопоставленных членов ее избирательного блока были начаты политические мотивированные судебные преследования.
Изначально некоторые приветствовали консервативные стремления Януковича к централизации. Они благоприятно контрастировали с текущей политической «стабильностью» хаотических лет «оранжевой революции» 2004-2010 годов. Выступая после оглашения приговора, Тимошенко обратилась к истории и заявила, что решение судьи отбросило Украину назад к 1937 году и страшной эпохе показательных процессов Сталина.
«Что касается меня, будьте уверены, что я не прекращу свою борьбу ни на минуту. Я всегда буду с вами, пока это необходимо», - вызывающе заявила она, когда ее увозили в тюрьму.
Сравнение смехотворно: в 1937 году подсудимых выводили из суда прямо на расстрел. С Тимошенко этого не произойдет.
Ходят слухи, что после ее осуждения отстоявший свою позицию Янукович попробует пойти на какую-то сделку. По одной версии, обвинения против Тимошенко будут «исключены из числа уголовно наказуемых»; по другой, ее выпустят после уплаты крупного штрафа. Европейский Союз отреагировал на приговор с гневом и разочарованием. Организация Amnesty International назвала его «политически мотивированным». Российский медиа-магнат Александр Лебедев озорно написал в Твиттере «Свободу Нельсону Тимошенко!»
Но очевидно, что это дело было спланировано, чтобы арестовать Тимошенко и ослабить прозападные, выступающие против Януковича силы, которые она представляет.
Теперь она не сможет принять участие в двух следующих выборах на Украине: в парламентских выборах 2012 года и следующих президентских выборах в 2015 году. По-видимому, в этом и состоял план. Во вторник тысячи ее сторонников вышли на улицы Киева, громко протестуя против деспотичных действий Януковича, напоминающих о закулисной политике, характеризовавшей Украину десять лет назад.
Судебный процесс напоминает суд над российским олигархом Михаилом Ходорковским, поссорившимся с Владимиром Путиным.
Ходорковского повторно осудили в 2010 году после схожего по абсурдности судебного процесса. Как считается, суд над Ходорковским указывает направление политического движения России: в сторону частично либерализации и верховенства закона или назад, по тому же мрачному кэгэбэшному пути, что и раньше. К сожалению, осуждение Тимошенко демонстрирует, что Янукович – это не новоиспеченный демократ 2010-го, а тот же человек, чья избирательная команда взломала в 2004 году компьютеры Центральной избирательной комиссии Украины.
Будущее Тимошенко может выглядеть мрачно, но в ее пользу играют несколько факторов. Как утверждает старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Эндрю Уилсон, Украина это не Россия. Существуют значительные отличия: экономика Украины не растет, ее политические система раздроблена, и у нее по-прежнему есть пользующийся доверием (хотя и посаженный в тюрьму) лидер оппозиции – Тимошенко. Отношения с Кремлем прохладные.
К тому же, Украина более подвержена, чем Россия, международному давлению.
Но окончательным фактором является нечто совсем другое: футбол.
В следующем году Украина вместе с Польшей будет принимать у себя матчи Чемпионата Европы по футболу. Финальный матч должен пройти в Киеве. В этот момент глаза всего мира, или большей его части, будут прикованы к Украине.
И будет не очень-то хорошо, если Нельсон Тимошенко еще будет сидеть в это время в тюрьме.